Авторы хотят проверить миллионы людей. Эксперты говорят – механизмов нет
Долгожданный закон о люстрации уже принят в целом, но заработает он после того, как его подпишут спикер и президент. По данным Кабмина, под действие документа попадает приблизительно 2 миллиона человек.
ПРОВЕРЯТ ВСЕХ. В отношении представителей власти закон прописан осторожно: например, в госорганы больше не попадут Виктор Янукович, Андрей Клюев, Виктор Пшонка, Николай Азаров — то есть вся когорта бывшей власти и… Юлия Тимошенко. А вот любого украинца, который захочет попасть в государственные органы или остаться там (это не касается только мобилизированных на фронт и срочников украинской армии. — Авт.), проверят на предмет его прошлого: к примеру, не руководил ли он местными ячейками Компартии СССР, не сотрудничал ли с… КГБ, не задерживал ли майдановцев. Под люстрацию подпадут и чиновники, которые призывали людей к сепаратизму.
НЕТ МЕХАНИЗМОВ. Правда, пока неясны пути реализации закона: например, в нем прописан момент о подаче человеком, идущим работать в госорганы, декларации о доходах. Но нет механизма, позволяющего доказать или опровергнуть факт коррупции, если реальные доходы превышают прописанные. По словам юристов, для этого нужно внести изменения в ряд других законов. Предполагается, что проверками займутся люстрационные комиссии на добровольных основах. «Чтобы проверить даже тысячу людей, надо создать пару десятков комиссий, сотни тысяч людей — сотни комиссий. То есть реально провести проверку Кабмина и АП, а остальное не реализуемо на добровольческих началах», — говорит политолог Владимир Фесенко. Авторы закона заверяют: механизмы будут прорабатываться. Юристы, впрочем, опасаются, что это породит коррупцию: «добровольцам» начнут платить за удачную проверку.
«СТРАВЯТ ЛЮДЕЙ». Представители экс-большинства скептически относятся не только к закону, но и к способу его принятия. «Можно было прописать закон просто: все, кто был депутатами, министрами, премьерами, президентами, занимал руководящие должности в местной власти — не могут идти во власть. Провели бы очищение один раз и навсегда, — говорит замглавы фракции ПР Михаил Чечетов. — Этот закон после начала увольнений стравит страну, которая и так уже в кризисе и условиях политической войны». «Есть опасность, что закон смогут использовать точечно — против неугодных власти», — говорит Фесенко.
ВНОСЯТ ПРАВКИ. На сайте парламента не окончательный вариант закона. «Документ еще не опубликован. Ряд правок был внесен комитетом перед заседанием, когда голосовался закон, ряд был внесен во время голосования. Научно-экспертное управление ВР обрабатывает стенограмму и выдает окончательный вариант закона», — заверил нас ударовец Валерий Пацкан. «Они на коленке переписали его, и у кого сейчас конечный вариант закона, кто его дописывал, я не знаю. Такого бардака еще не было», — возмущен Михаил Чечетов.
«Строим дорогу в политический ад»
Эксперты говорят: больше всего вопросов вызывает механизм реализации закона. «Этот закон противоречит Конституции, трудовому законодательству, потому может стать поводом для подачи исков в суды. Я скептически отношусь к тому, как он будет работать. Но если будет, если власть попытается уволить сотни тысяч, миллионы людей, мы получим в условиях революции армию контрреволюционеров. И тогда власть может ждать судьба Саакашвили. А реализация его в русскоязычных регионах увеличит сепаратистскую базу. Благими революционными намерениями строится дорога в политический ад», — считает политолог Владимир Фесенко. При этом правозащитник Эдуард Багиров призывает власть использовать закон «с умом».
«Это возможность очиститься от коррупционеров и негодяев, но важно, чтобы жертвами не стали невиновные. Надеюсь, те, кто будет его реализовывать, подумают 40 раз и затем только «отрежут». Иначе это приведет к социально-правовому нарушению в обществе. Главное, чтобы кадровая гильотина не рубила головы налево-направо, как во времена французской революции, когда палачи затем сами стали жертвами». По его словам, необходимы и изменения в другие законы: «Нужно учесть право граждан на правовую и информационную защиту, на адвоката, чтобы каждый мог отстоять свои права».

Комментарии закрыты