Ровно три года назад — 29 апреля 2005 года — в результате короткого замыкания загорелся памятник архитектуры — здание Английского клуба, в котором на тот момент размещался Музей морского флота. Часть музейной экспозиции спасти всё же удалось, но вот судьба самого здания, перспектива его спасения и восстановления оказались подвешенными в воздухе.
Из-за того, что длительное время никак не могли определиться, кому же после реставрации будет принадлежать здание клуба: городу, области или Минтрансу, восстановительные работы, если и начинались, то очень очагово, эпизодически. И только сейчас, спустя три года, дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки.
Говорят, беда объединяет. Но, к большому сожалению, не всегда это изречение применимо к нашей реальности. Так произошло и с Английским клубом. Все поохали и поахали, посокрушались, попиарились на фоне обгоревших стен и попритихли. Претендентов, тайных и явных, на это здание, расположенное, наверно, в самом дорогом месте города, было предостаточно, а вот очереди из желающих пожертвовать свои кровные на восстановление клуба не наблюдались. По логике вещей казалось, что в скорейшем восстановлении здания, прежде всего, должно быть заинтересовано Министерство транспорта и связи, многие годы арендовавшее этот памятник архитектуры для размещения в нем музея морского флота, но…
Впрочем, поначалу министерство не отказывалось от погорельца и даже выделило деньги на проведение первоочередных противоаварийных работ, но со сменой руководства, вспоминает Наталья Штербуль, началась одна «говорильня».
«Пока министром был Червоненко, то средства размером около 700 тысяч гривен пошли на противоаварийные работы сразу после пожара, — рассказала Наталья Штербуль, начальник управления охраны недвижимых объектов культурного наследия облгосадминистрации. — Когда министром стал Рудьковский, то на партхозактиве области он заявил, что в течении полугода будет выполнен весь комплекс работ на этом объекте. А потом мы долго выясняли в переписке с морским торговым портом, которому музей был передан после ликвидации, есть ли отмашка порту от министерства о том, что они могут тратить деньги. Но — так и не дождались».
К делу приступили лишь год спустя — всё это время здание под дождем, снегом и палящем солнцем стояло без крыши. Большинство же ведомств, за исключением управления Натальи Штербуль, больше интересовало, кому после отказа Минтранса продлевать арендный договор, перейдет здание и что в нём разметится: музей или частные апартаменты.
К счастью, здравый смысл взял верх. Спохватившись и перестав выяснять отношения, центральные, городские и областные власти сообща принялись спасать памятник архитектуры. В 2006 году был проведен тендер, разработчиком проекта противоаварийных и реставрационных работ стало архитектурно-реставрационное бюро, заказчиком работ выступило управление капстроительства горсовета. В том же году государством была выделена субвенция на восстановление Английского клуба, а в бюджете 2008 года город предусмотрел выделение пяти миллионов гривен. Были проведены первоочередные работы по укреплению фундамента, стен и восстановления кровли.
Затем должны последовать реставрационные работы, но здесь-то, по утверждению Натальи Штербуль, и возникает немало проблем. Дело в том, что внутреннее убранство клуба практически уничтожено, отчасти пожаром, а частично под воздействием природы, поскольку здание три года простояло без крыши. Поэтому сегодня практически все необходимо будет делать с нуля.
Сейчас, говорит Наталья Штербуль, похоже, решен и вопрос дальнейшего использования здания: вся проектная документация разработана исключительно под музей, поэтому целевое назначение памятника останется прежним. Но вот вернется ли туда Музей морского флота, пока неизвестно.

Комментарии закрыты