Новый виток скандала вокруг «переселения» художников из Горсада на Соборную площадь. Художники, которые раньше торговали в знаменитом сквере, «раскололись» на два лагеря.
Склонные к комфорту творцы обывательского уюта — скатертей, салфеток и матрешек — без шума и пыли переехали на Соборку. А революционно настроенные художники и керамисты расположились напротив Горсада и относительно мирно просят вернуть их после ремонта на старое место. Идейный лидер протестующей братии довольно четко формулирует коллективную волю своих коллег-художников.
Алексей КОЦЕЕВСКИЙ, председатель общественной организации «Художник»: «Мы готовы временно стоять на Соборной площади, и мы хотели бы в режиме нормального диалога обсудить возможность нашего возвращения в Горсад».
Часть художников и прикладников не хотят торговать возле храма, считая это грехом, другие – опасаются агрессии со стороны православных организаций.
Алексей КОЦЕЕВСКИЙ, председатель общественной организации «Художник»: «Особенно если учесть, что здесь был господин Кауров и сказал, что если художники разместятся под собором, у них будет моральный и материальный ущерб».
Если рассматривать вопрос в материальном аспекте, то новое место, отведенное под одесский Монмартр, горсадовскую тусовку полностью устраивает: легендарный собор есть во всех путеводителях и отлично привлекает туристов. Те, кто уже переехал на Соборку, – довольны. Идеологические метания собратьев по цеху им непонятны.
Вера КРИВОШЕЙ, председатель секции вязания и вышивки: «Есть в наших списках и те люди, которые стоят сейчас под забором и протестуют. Мы их зовем, а они не хотят, говорят, мол, «мы не можем предать», а кого предать, мы не понимаем».
Но это не все: некоторые мастера и вовсе остались в тени. Это те умельцы, которые и хотели бы переехать на Соборку, но не смогли получить сертификат на торговлю. Сертификацию придумали, чтобы отделить зерна от плевел, а именно – творцов от перекупщиков, торгующих китайской бижутерией. Документ бесплатно выдают в управлении торговли. Кто попадет в список, решают в двух одесских общественных организациях художников.
Александр МАЛИН, начальник гор. управления торговли и бытового обслуживания: «Если туда попали перекупщики, значит, нужно самим художникам серьезно разбираться со своими руководителями общественных организаций».
В коридорах городского управления торговли наша съемочная группа встретила одного такого художника. Все еще надеясь получить разрешение на реализацию своих поделок, он пожелал остаться Инкогнито. Профессиональный мастер резьбы по дереву показал нам буклет со своими работами и рассказал, что организация художников в которую он входил, не включила его в списки на получение заветного сертификата.
Территория, отведенная на Соборке, меньше горсадовской. Поэтому, многие собраться нашего героя остались за бортом «Творческого праздника»: им отвели место возле Привоза. А торговать там неудобно и оскорбительно для художников. Они настаивают, чтобы отбор достойных выставлять свои произведения на Соборной площади осуществляла независимая комиссия творческих экспертов.
По словам художников, большинство одесситов против переноса нашего Монмартра на Соборку. Чиновники видят в этом свойственное людям неприятие перемен. А вот поведение православной церкви и ее общественных организаций их удивляет.
Александр МАЛИН, начальник гор. управления торговли и бытового обслуживания: «Я думаю, что этическое и моральное содержание веры, в том числе и православной, находится внутри человека верующего, а не в том антураже, который в районе того места, где верующие отправляют свой религиозный культ».
Тем художникам, которые неугодны общественным организациям, Александр Малин порекомендовал самоорганизоваться, зарегистрироваться и получить у него бесплатный сертификат на торговлю. Скандал вокруг этой темы показал, что Горсад – это не городской сад и не вернисаж художников. Это модель общества со всеми вытекающими отсюда последствиями, в виде жестких законов бизнеса, сантиментов, коррупции, суеверий, консерватизма и идеализма.
Елена Семинская, Вести Одесса.