Наш корреспондент Анна Березкина напала на масонский след в истории создания Одессы
Масонами были все пять первых отцов-основателей Одессы – начиная с Де Рибаса, Де Ришелье, Ланжерона, Суворова и заканчивая генералом Инзовым – рассказывает одесский историк и писатель Виктор Савченко. Изучением истории тайных обществ в Одессе он занимается уже много лет. По мнению ученного, именно то, что краеугольные камни в нашем городе заложены вольными каменщиками, сыграло решающее значение в формировании неповторимого, как принято говорить, облика Одессы: «В это время как раз масоны разрабатывали систему градостроительства. И вот масонская система она просматривается в структурах города Вашингтона – потому что он строился как мемориал основателю США, масону 33-ей степени… и Париж, где система вот этих арок и прочее».
Непосредственным автором первого генерального плана выступил военный инженер, голландец по происхождению Франц де Волан. Так же как и французские градоначальники Одессы, он был членом ложи «Понт Эвксинский». Виктор Савченко: «Де Волан создал свой план в 1794-ом году …. В основе этого плана лежит идея древнего полиса или античного полиса. С определенными элементами сакрального центра».
По словам Савченко, масоны строили Одессу, как идеальный город для жизни, город Солнца: «Дело в том, что когда строили Одессу, хотели, чтобы каждая улица была освещена солнцем. Можно смело сказать, что Одесса была городом Солнца. Каждая улица – в тот или иной период – освещалась солнцем – или рассветным или закатным».
Золотой век одесского масонства пришелся на первую четверть 19-го века — как раз время наиболее бурного строительства Одессы. Заложенные тогда основы градостроительной политики соблюдались почти на протяжении двух сотен лет. Кстати, именно единство архитектурного ансамбля, то, что он всегда продолжал развиваться по однажды составленному плану, в свое время дали повод номинироваться Одессе для включения в список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако — «о времена, о нравы» — спустя двести лет после основания города в его морском фасаде появился монстр отеля Кемпински. Виктор Савченко называет это строительство кощунством и говорит, что оно нанесло неповторимый урон образу города: «Просто город рассматривался как проект, который очень хорошо будет виден с моря. Это имидж определенный, это определенная знаковая система. И тут ее взяли и разрушили этим отелем».
Ответственность за варварство, по словам Савченко, однозначно лежит на специалистах: «То есть наш Градостроительный Комитет делает непоправимую ошибку».
На мой вопрос, не в том ли проблема, что масонов в Одессе стало меньше, писатель Виктор Савченко смеется и отвечает, что настоящих масонов в Одессе в настоящее время нет — уже давно они превратились в предмет исторического исследования. Однако, дело не в этом – а в том, что пришли другие времена. В городе солнца, образно выражаясь, царит золотой телец: «И все расчеты древних – о создании города, где было бы хорошо… Эта идея находится вне властных структур — только в книжках».
Хотя – вспоминает историк – периодически и среди отдельных современных архитекторов возникают светлые идеи спасения Одессы. Так несколько лет назад академиком Вадимом Лысенко был подготовлен труд «Реконструкция и реставрация Одессы в свете европейской хартии и других документов в сфере сохранения культурного наследия». Однако городские власти не проявили к нему никакого интереса. Виктор Савченко говорит — это потому, что, если наше законодательство свести к европейской базе, значительно сложнее будет продавать в городе землю и сносить старые дома.

Комментарии закрыты