Уходящий год был богат на яркие политические события. В некоторой степени 2013 можно назвать годом мира. По крайней мере, наблюдались подвижки в глухих, казалось, переговорных процессах.
В ноябре 2013 были достигнуты предварительные соглашения по ограничению Ираном обогащения урана. Ранее президент США Барак Обама и лидер Ирана Хасан Роухани около 15 минут разговаривали по телефону. Руководители этих двух стран провели личный контакт впервые за 34 года! Еще два ТОП-мирный урегулирования:
Сирия согласилась на химическое разоружение, благодаря посредничеству России, а США впервые за три года удалось усадить за стол переговоров Израиль и Палестину. Избежать конфликтов в этом году не удалось в Турции и Египте. В первом случае все ограничилось массовыми протестами оппозиции, во втором же – настоящим переворотом.
Эдвард Сноуден: шпионский скандал года
Не обошлась мировая политика и без шпионских скандалов. Экс-сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден рассказал журналистам, что его ведомство занималось прослушкой мировых лидеров. В итоге – целый ряд скандалов, требование реформировать АНБ от Барака Обамы. Сам же Сноуден получил политическое убежище в Российской Федерации, что, безусловно, осложнило отношения США и России.
Вечные лидеры?
В конце 2013 года два мировых лидера в очередной раз продемонстрировали свой политический вес. Ангела Меркель в третий раз заняла пост канцлера ФРГ. А Владимир Путин в декабре объявил амнистию множеству заключенных, которых принято считать политическими. Раньше срока на свободу вышли участницы панк-группы Пусси Райот и спустя 10 лет экс-глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский.
ЕС или ТС?
Договор об Ассоциации с ЕС или вступление в Таможенный Союз? В 2013 году этот вопрос для внеблоковой Украины встал особо остро. По прогнозам многих экспертов ожидалось подписание соглашения об Ассоциации на Саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в конце ноября. Однако руководство Украины от этого шага отказалось. Страна не готова экономически, заявили политики. Но мы хотим в Европу – ответила часть населения.
И так начался Евромайдан. Очередные акции протеста в центре Киева, отношения к которым в обществе было неоднозначным. Вплоть до ночи 30 ноября, когда состоялся силовой разгон демонстрантов. В его подробностях разбирается генпрокуратура, акции против и в поддержку власти проводятся на разных площадях столицы, политические оппоненты обвиняют друг друга в провокациях, а в русском и украинском языках укоренились неологизмы времени. Например, титушки.
Чем закончится Евромайдан, сегодня прогнозировать сложно. Однако, безусловно, 2013 год можно считать особенным для независимой Украины. В учебниках истории отобразят хотя бы тот факт, что впервые за многие десятки лет в ночь с 31 на 1 на Крещатике будет стоять весьма своеобразная елка. Или ее все-таки успеют нарядить? За оставшиеся дни?…