Писсуар, присланный  Р. Мутт (глупец, дурак) –  на выставку не приняли, но ревнители свободы искусства возмущались: художник имеет право считать произведением искусства всё, что угодно. Одно дело предмет, используемый по своему функциональному назначению и совсем другое – вырванный из своего утилитарного контекста и помещённый в выставочное пространство.   Но исследователь творчества Дюшана вместе с другим искусствоведом обнародовали скандальную информацию:   Дюшан присвоил себе  акцию  Р. Мутт. Кстати, как и многие авантюристы от искусства, Дюшан говорил: «не верьте ни одному моему слову». Но однажды он проговорился, что автором  скандальной затеи с писсуаром была его приятельница. За псевдонимом скрывалась женщина, немка, эпатажная феминистка, и перевёрнутый писсуар был вызовом  мужскому шовинизму Америки, которая только что объявила войну Германии.

Позднее писсуар всё же был признан произведением искусства. Этот, казалось бы анекдотический факт – имел довольно грустные последствия для всего искусства.  Упомяну ещё один факт, который не успел привести в передаче: один скандальный любитель искусства умудрился  прямо на выставке использовать  писсуар,  так сказать, по его функциональному назначению. Может быть, это не вандализм, а  акт защиты искусства?

Далее автор передачи переходит к художественной жизни Одессы  90-х годов, рассказывает о некоем молодом  скандальном постмодернисте, устраивавшем грандиозные выставки  — поражало и количество произведений, и величина холстов, а холсты производили впечатление некоего  шевелящегося хаоса, архаичного и агрессивного.  Ясно, что такое количество работ нельзя было сделать в одиночку, тут трудилась целая бригада, и выпускники да и студенты художественного училища, в котором я преподавал, уходили в эту преуспевавшую авангардную  тусовку. Судьбы иных из них  — оказались искалеченными. Об одной из них я рассказываю. А художник – добился своей геростратовой славы и финансового успеха. Фамилии не называю –  не в личности дело, а в том,  какое искусство победило и в мире, и в Одессе. И что оно, это искусство вытеснило. Именно того, что оно вытеснило – мне и жаль. Но об этом подробнее – в следующей передаче.

Комментарии закрыты