Выставка художника Р. состоялась в рамках фестиваля, устроенного пианистом А. Ботвиновым. Вероятно, поэтому в ней появилось и слово «вариации». Классика тем и замечательна, что её темы дают возможность почти бесконечного варьирования. А современному художнику приходится искать всё новые и новые темы для варьирования, и бесконечно повторяться. Чтобы не наскучить, художник Р. вынужден иронизировать, шутить, создавать свои произведения как якобы остроумные, но, в сущности, весьма поверхностные «приколы». И балансировать на грани кича.   Вот три обнажённые женщины, сводящие счёты с жизнью при помощи змеи или кинжала, вот голые зайчихи и прочие животные, вот переодетые в хасидов Битлз и даже братья Кличко, вот даже Тарас – хоть и без пейсов, но держит в руке явно не Кобзарь, а чуть ли не Тору. Пошутили на эту тему – а дальше? Ах, да, ринемся в политику – глядишь, и поставят тебе конный памятник за, так сказать, гражданский героизм, как написала одна газетёнка в ДНР.

Все работы художника объединены одним: развенчиванием и развинчиванием человека. Человека нужно развенчать, унизить, оплевать, высмеять, а заодно развинтить на части и составить эти части в каких-то новых комбинациях. Вот торчат пружинки, вот тела-обрубки, вот тела, немыслимо завинтившиеся, вот трёхголовые монстры. Ещё четверть века назад, побывав на первых его шумных выставках, я писал: мутанты! Да, это уже не люди, это, что будет после нас: не человек. Пост-человек. Воспевающий его пожинает лавры и несётся «впереди прогресса». Только вот куда? И стоит ли нам следовать за ним?

…Художник, который как-то сказал, что у него нет идеологии, слукавил. Идеология есть. Деньги! И пока зрители смотрят на натюрморт с признаками денег – звучит ироническое стихотворение автора передачи.

 

Комментарии закрыты