Недавний опыт троицы канадских учёных ставил задачу выяснить, есть ли альтруизм у крыс. Животное помещали в тесный прозрачный цилиндр, оно оказывалось как бы в тюрьме и подавало признаки беспокойства. У окружающих животных были явно выражены признаки сочувствия, сострадания, эмоционального резонанса – некоторые активно пытались помочь и обнаруживали не слишком сложно устроенный запор, повозившись с которым, можно было освободить пленницу. Как только самые сообразительные освоили эту механику, они устраивали «побег из тюрьмы». Опыт чуточку усложнили – рядом положили лакомый и для крыс шоколад. Предполагалось, что сначала съедят шоколад, а потом может быть освободят пленницу. Оказалось – наоборот! Словом – альтруисты да и только! Разумеется, не все – некоторый процент животных был явно равнодушие к судьбам страдающих сородичей.
Поразил меня не сам опыт, а реакция на него в интернете. Она была явно раздражённой. Некоторые говорили: это же не по Дарвину, слабейший должен погибать, а выживать должны сильнейшие! Некоторые пытались увидеть в действиях освободителей некий корыстный интерес. И я вдруг понял причину раздражения: мы в сравнении с крысами выглядим гораздо хуже! С нашим альтруизмом сегодня что-то явно не в порядке! И буржуазное общество, в котором мы живём – устроено как раз по тенденциозно понятому Дарвину: «пусть неудачник плачет», пусть выживает сильнейший… Хочется спросить: Человек – человеку – кто? Один из отцов-основателей этого общества, Гоббс, говорил, что общество – это «борьба всех против всех». И соответственно «человек человеку – волк».
Между тем – сотрудничество – это, если угодно, закон природы, который мы сегодня очень активно нарушаем. В природе нет равнодушия! Человек включён в экосистему, он сотрудничает с природой. Да и в самом человеческом организме сотрудничают друг с другом, как наши клетки, так и живущие в нас бактерии, например, микрофлора кишечника. Всё друг с другом сжилось, всё нуждается другу в друге и помогает друг другу, а мы в эту сложную систему взаимодействий очень грубо вмешиваемся.