Продолжаю говорить о страницах книги Полищука «Великое вопрошание». Говорят о страшном прошлом — обычно вспоминают известные имена нацистских преступников какого-нибудь коменданта Освенцима. А как вам такой маленький «неизвестный герой», какой-нибудь Михаил Родионович Матвеев, капитан КГБ, зам начальника административно-хозяйственного управления УНКВД, маленький винтик в системе? Вот он получает секретный приказ: срочно ликвидировать 1111 человек. Для этого он командируется в г. Кемь. Всё это он должен совершить в обстановке величайшей секретности.
И вот он уже на месте придумает технологию. Три комнаты барака. В первой сверяют личность и раздевают догола, во второй связывают, в третьей – связанных огревают колотушкой по голове, а потом, оглушённых, бросают навалом в машину, как бревна. И везут в закрытых машинах по оживлённой дороге – но никто и не пикнет. . Каждого расстреливает лично. Среди них защитник Бейлиса адвокат Бобрищев-Пушкин, гениальный украинский режиссер Лесь Курбас, выдающийся удмуртский просветитель и многие другие. Задача была осуществлена за 5 дней. Когда много лет спустя его будут допрашивать – выяснится, что в юности в драке он убил своего отца, а так ничего – обыкновенный человек.
А вот в Поднебесной — тучи ходят хмуро. Идет культурная революция. «Я всегда говорил, что интеллигенты знают меньше всех…. невежественная часть общества» — из цитатника Мао. В инструкциях описаны девять способов унизить человека: обычное избиение с помощью кулаков и дубинок, шапка позора, которую нахлобучивают, или навешиваемая черная доска, с которой гонят по городу. Во время Избиение кожаными ремнями с бляшками. Этим занимаются с особенным увлечением. Акция разграбления дома. Самое большое богатство у преподавателя: книги. Книги собирают и сжигают. . Стратегию культурной революции подхватили красные кхмеры под руководством Пол Пота. Вот из его цитатника: «Если не бороться за революционные идеи — жизнь не имеет смысла». А бороться за них – разумеется, означает убивать не согласных с идеями. «Уничтожая детей, товарищ Дуть четко выполнял приказ вождя: ведь из детей могут вырасти враги».
Люди? Звери? И ведь заметьте – озверение сопровождается борьбой против культуры.
Мне хочется верить, что человек культуры озвереть не может и не должен. Все начинается с казни Сократа. В конце своей дерзкой речи на суде Сократ говорит, что он — овод, кусающий застоявшуюся лошадь. Он кусает, не позволяя ленивым умам прозябать без мысли. И тут он вдруг говорит, что никогда ничего не делал без совета своего даймона, — некоей инстанции внутри него. «Даймон никогда не говорил мне, что я должен делать. Но он говорил: этого не делай». Нам бы такого советчика!