В годы Второй мировой войны в войсках антигитлеровской коалиции на советско-германском фронте, в Европе, в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане, на земле, в море и в воздухе сражалось 1 миллион 685 тысяч еврейских воинов. В рядах Красной Армии воевали более полумиллиона евреев, более 200 тысяч из них погибли в боях. Звание Героя Советского Союза было присвоено 157 воинам-евреям…
Утром 9 Мая юные воспитанники пансионов «Бейт Шимон», «Сабрина» и Еврейского университета общины ХАБАД вместе с преподавателями, а также своим духовным наставником главным раввином Одессы и Юга Украины Авраамом Вольфом пришли на Аллею Славы к Памятнику Неизвестному Матросу, чтобы почтить память тех, кто отдал свою жизнь во имя их жизни.
Авраам ВОЛЬФ, главный раввин Одессы и Юга Украины
Для начала скажем псалом 20-й. Это для поднятия их души, тех, которые отдали нам жизнь. И благодаря им мы сегодня стоим здесь и читаем псалом. И мы должны передать нашим детям то, что были люди, которые отдали самое дорогое, что у них есть — жизнь. И мы, Слава Богу, сегодня живем и можем ходить в свободном государстве как свободные люди.
От Аллеи Славы члены одесской еврейской общины ХАБАД Шомрей Шабос пришли в синагогу, где на праздник собрались ветераны Второй мировой. Поздравления, угощение, подарки. И воспоминания о тех страшных днях, о тех героических днях, которые они не просто помнят, а которые они творили, своими поступками, своими желаниями, своей верой.
Роза ХАСИНА, участница Второй мировой войны
22 июня я пошла к отцу на работу, отнести ему покушать. И в это время объявили о том, что Гитлер напал на Советский союз. Это где-то было в 12 часов дня, выступал Молотов. Сталин же тогда где-то спрятался, он только 3 июля объявился. Я даже помню начало его выступления: «Дорогие братья и сестры, воины Красной Армии и Флота, к Вам обращаюсь, друзья мои! Враг вероломно напал на нашу Родину. Мы, заключив договор с фашистской Германией, обеспечили мир нашему народу в течение полутора годов. А Гитлер показал себя перед всем миром как кровавый агрессор».
Мы были дома, мы даже себе не представляли, что город сдан. И в 4 часа дня появился первый румын во дворе и говорит: «Жидан, жидан есть?» А дворничка говорит: «Це, мабуть, жиды». А папа мой был инвалид без ноги, его на фронт не взяли. Он сказал: «Я вас всех погубил, что не уехали». Мы никуда не убегали. В том то и дело, что мы никуда не убегали. 24-ого был приказ всем явиться в Дальник или в тюрьму. Кто пошел в Дальник — никто не вернулся. Мы пошли в тюрьму, оттуда забрали всех мужчин якобы на работу, а забрали на старые пороховые склады и сожгли.
Когда Одессу освободили, мы уже все пошагали домой, оставшиеся в живых. Пришли в Одессу, и вот меня мобилизовали. И я до конца войны находилась в войсках МПВО — местной противовоздушной обороны. А День Победы я помню хорошо. Я как раз тогда шла на дежурство и зашла на бульвар. А там было очень много американских судов. Это было где-то в 11 часов, вдруг начали раздаваться салюты с американских судов, а мы не могли понять, в чем дело. Когда я пришла на дежурство, было где-то начало второго. А у нас командный пункт был на Екатерининской,18, если не ошибаюсь. И у них была связь с Москвой. И вдруг раздается звонок, а там дежурил лейтенант Ваня, фамилии не помню, он кричит: «Роза! Победа! Победа!» Тогда я поняла, в чем дело.
Владимир КОЛЧИНСКИЙ, участник Второй мировой войны
У нас семья была во дворе. Там были дети, мои ровесники. Девочки были, я был один мужского пола, была одна девочка 3-х лет. И получилось, что сожгли мою мать, сожгли этих девочек, сожгли и маленькую и ее родных. Мать говорит: «Может, ты спасешься?» И я убежал. Как только наши пришли, на второй день я пошел в военкомат. Но у меня не было, что надеть и мне пошили брюки из мешковины. И сразу я, фактически, попал на фронт. Отдельный штурмовой батальон ПТР. ПТР — это противотанковое ружье.
Нас тогда послали в Освенцим, сняли с каких-то рубежей и всю ночь мы шли. С таким грузом — 30 килограмм — мы шли ночью. Я никогда не думал, что могут сны сниться. Идешь по дороге, а тебе снятся сны … И идешь, и идешь. Я ж говорю, это работа, где отдыха никакого нет, все время в напряжении, все время вперед, надо идти вперед, все время защищать, все время убивать наших противников, уничтожать фашизм, который нам столько горя принес. К утру мы фактически в Освенцим дошли, послали разведку и с боем ворвались. Вот эти вагонетки и печи, в которых сжигали людей, еще были горячие. И как немцы, потом все это было в ходу у них: пепел в удобрения, волосы женские шли на что-то тоже, потому что все было в тюках. На складах я видел национальную обувь всей Европы, и детская обувь, и французская, и российская.
…Да, это счастье — Победа. Люди рассчитывали на прекрасную жизнь, на все хорошее. Но видите, все меняется, жизнь как волны, то хорошо, то неважно… И сейчас мы надеемся, что все будет хорошо. Мы надеемся, что если не мы, то наши дети и внуки будут счастливы. Потому что на нашу жизнь выпала очень большая нагрузка жизненная. И нужно все это было пройти.
Такие есть слова в 20-м псалме: «Эти (полагаются) на колесницы, а те – на коней, а мы имя Г-спода Б-га нашего славим. Те склонились и пали, а мы поднялись и осилили (их)».
Авраам ВОЛЬФ, главный раввин Одессы и Юга Украины
Поздравляю с Днем Победы! Я, в первую очередь, поздравляю себя. С тем, что я жил и успел увидеть таких людей, которые были готовы отдать свою жизнь ради того, чтобы я сегодня мог здесь стоять и Вас поздравлять. Я себя поздравляю, что я живу в такое время, когда есть еще такие люди, которые были готовы на все ради того, чтобы другие поколения могли сегодня прийти и как будто Вас поздравить. Мы реально себя поздравляем. А Вам очень-очень благодарны! Живите долго, не уходите от нас, Вы нам нужны. Эти места должны быть заняты каждый год, иначе мы не поймем смысл жизни. Еще раз я Вас поздравляю с Днем Победы! Продолжайте побеждать, жить и нас учить, как правильно жить! С праздником!