До церкви ходжу не дуже часто, але в Бога вірю. Саме так коментують своє релігійне життя більшість одеситів і гостей міста, з якими ми розмовляли. Щоправда є й ті, хто регулярно ходить до храму — і ті, хто взагалі не дуже довіряє церкві.
Вот сегодня крестный ход — тоже принимаем. Потому что прошлись, чтобы показать, что за православие, за нашу веру. Народ собрался православный — и прошлись крестным ходом, каждый год в этот день — Касперовской матери Божьей — мы проходим. У нас свой храм — в Шабо, у нас Свято-Никольский храм. У нас настоятель протоиерей Николай. Слава Богу, что мы при храме. Молимся Богу, чтобы был мир на земле — в конце концов, чтоб это все закончилось.
Мы истинно верующие христиане православные и пришли на крестный ход. Молиться за Одессу, за Украину. Чтоб у нас был мир, чтоб Господь благословил горожан и наш народ. Миром, покоем. И матерь Божья — мы к ней обращаемся тоже и просим, так как она наша заступница и помощница.
Сегодня не была в храме. Хотя знаю, что Петра и Павла. Вообще крайне редко хожу в храм.
— В церковь ходим.
— Как часто?
— Изредка. Ну, просто нас так навчили ще з самого детства. І ми просто себе приучуємо, але це якось важко. Ну, ми питаємось ходити, коли є час. Дітей теж не можемо навчить — бо нас так не навчили.
Даже вот он ходит. По праздникам, как мама не работает или бабушка не работает, ходим. Ну, религиозные праздники такие, общественные, отмечаем. Пасху…
Мы еще не знаем. Есть какая-то сила, понимаете. Я в школу ходил — я не понимал. Но у меня есть крестные — два крестных. Надо верить, потому что мозг человеческий еще очень мало знает. Понимаете?
Нет, не верю. Как-то так сложилось у нас в семье, что мы не крещенные — и, в принципе, все.
Вы знаете, я в Одессе жила давно два года. Сейчас приехала просто, на былые места. В религиозной жизни… Мне кажется, каждый человек по-своему делает выбор. И сегодня праздник Петра и Павла. В общем, все должны приобщиться и поближе к церкви расположиться, чтоб послушать приятные звуки. И поклониться тем, кто был когда-то с нами рядом — и достиг высших успехов в духовной жизни.
Я не так дуже довіряю релігії. Батюшкам я вообще не вірю. Так что я батюшкам не вірю. А в Бога вірую. Є щось, сила якась є. В оце я вірю — і буду вірити всю жизнь.
Деякі одесити і гості міста поділились з нами історіями про те, як саме вони знайомили своїх дітей чи онуків з релігією.
Конечно, мы молимся. У меня вот внук — он не ляжет спать, пока не помолится Отче наш. Сам. Бывает, что он засыпает, я его принесу в комнату. Он просыпается — и молится Отче наш. Причащаемся. Он с 12 дней, как он родился и его покрестили, и вот с этого дня — причащаемся каждое воскресенье.
Вы знаете, у нас тоже путь тернистый. Везде побывали, везде в 90-ые годы Бога не знали. Потом изучали Библию, ходили в разные… Пришла в православие — и очень счастлива. Что я нашла Бога, ищу, продолжаю его искать. Ну, и дети тоже за мной везде.
Я надеюсь, что папа приучит.
— Ну задавали, тільки якось воно вже не помниться…
— Просто знали, що Бог є та й все.
— Да, і стараємось вірити, щоб він був в душі. Поступать по його заповідям.
Они ходят с мамой. Его крестили. Крещеный в Москве он, кстати, в Донском монастыре. Потому что они там были по работе. Он крещеный. И все, с тех пор они ходят — по возможности, конечно.