Очередные переговоры. В среду 11 февраля в Минске состоится встреча в «нормандском формате» по ситуации на Востоке Украины. Переговоры были запланированы еще на январь месяц, но по различным причинам были отложены. За это время закрытые переговоры с представителями Европы успели провести и Украина, и Россия. А вопрос мира на Донбассе был главным на 51-й Мюнхенской конференции. О том как менялась риторика западных партнеров и таяли надежды простых украинцев на прекращение огня. Об ожиданиях и перспективах нормандского формата подготовили материал наши корреспонденты. 

О первых переговорах по урегулированию военного конфликта на Донбассе начали говорить еще летом 2014 года. Вначале это были договоренности штабов Украины и России, предусматривающие обмен военнопленными. Позже в процесс включились международные организации, европейские и американские лидеры.

Тогда серьезным прорывом называли встречу в Минске, где интересы Украины представлял второй Президент Леонид Кучма.

Согласно минскому договору, действующий глава государства Петр Порошенко объявлял перемирие, которое неоднократно нарушалось.

Встречи стали проводить чаще, решений принимать больше. Но, результат всегда оставался неизменным. Боевые действия на Донбассе продолжаются с различной интенсивностью.

11 февраля 2015-го года европейские политики называют последним шансом для Украины для мирного урегулирования конфликта. На среду запланирована встреча в нормандском формате, с участием Украины, России, Германии и Франции, в Минске. Инициаторами ее проведения выступили Ангела Меркель и Франсуа Оланд, которые предложили свой вариант разрешения конфликта.

Минской встрече на высшем уровне предшествовал ряд переговоров. Вначале канцлер ФРГ встретилась с Президентом Петром Порошенко в Киеве, заверив, что Европа настаивает на целостности и неделимости Украины.

За ней последовала встреча в Москве с участием Владимира Путина, Франсуа Оланда и Ангелы Меркель. Заседание проходило в закрытом формате, но по наблюдениям европейских СМИ отсутствие совместной пресс-конференции может свидетельствовать о провале переговоров.

Косвенно это подтвердил и глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который девятого февраля за два дня до заявленной встречи отметил, что решение по минскому саммиту не принято окончательно. По его словам, в случае провала нынешнего раунда переговоров, Европа может задуматься о поставках в Украину оружия.

Вопрос вооружения обсуждался и на встрече министров иностранных дел Испании и Украины, пишет информационное агентство Ройтерс.

«Оружие, которое нам нужно, ни в коем случае не будет использоваться для того, чтобы добиться победы в ходе атакующих действий. Нам нужно оружие для защиты от террористических атак. Именно о таком оружии мы говорим», — сказал Павел Климкин на совместной пресс-конференции в Киеве.

В свою очередь испанский министр Гарсия-Маргальо и Марфиль отметил, что вопрос передачи Украине оружия является вопросом времени. И добавил:

«Мы сейчас концентрируемся на возможности найти решение в Минске».

Стоит отметить, что о необходимости предоставить украинской стороне оружие сегодня активно говорят и за океаном.

Накануне встречи в Минске канцлер Германии провела переговоры с президентом США Бараком Обамой. По информации СМИ – конфликт в Украине был главной темой.

Особого оптимизма по поводу результатов предстоящего минского саммита не испытывает и глава МИД Финляндии.

«Я надеюсь, что результат появится. Однако нет причин для чрезмерного оптимизма», — сказал он в одном из интервью.

Страны ЕС должны подготовить пакет дополнительных экономических санкций против России, чтобы ввести их в случае провала переговоров по Украине. Об этом заявила в понедельник глава МИД Швеции Маргот Вальстрем.

«Если переговоры «провалятся, у нас должен быть готов сильный ответ», – добавила она.

В тоже время генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил необходимость проведения переговоров в нормандском формате.

«Подчеркиваю важность найти политическое решение конфликта в Украине, важность поддержки переговоров и диалога, который сейчас проходит, который был инициирован канцлером Меркель и президентом Олландом, и важность соблюдения любого соглашения», — сказал Столтенберг после встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым.

На успех саммита надеется и комиссар ЕС по вопросам Европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнес Хан. Он выразил убежденность в том, что все стороны должны придерживаться минских соглашений, прежде всего, что касается прекращения огня, разграничения контактной линии, отвода тяжелого вооружения.

Во вторник в эфире французского телевидения Олланд заявил, что его с Меркель план предусматривает создание демилитаризированной зоны на Донбассе от 50 до 70 км по нынешней линии соприкосновения. Он также отметил, что восточным регионам необходимо будет предоставить больше автономии.

Строят предположения о том, чем закончится очередной раунд переговоров и эксперты.

Ряд политологов говорят о том, что Владимир Путин будет настаивать на отказе Украины от внеблокового статуса и на создании автономии на Донбассе. Россия продолжит требовать от Киева признать силы сепаратистов в качестве политического субъекта.

В лучшем случае, говорят политологи, Москва может согласиться вывести войска, взамен Украине, придется пойти на определенные уступки, такие, например, как закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Поддерживают переговорный процесс и жители Украины. Так, большинство опрошенных нашей съемочной группой одесситов высказываются за проведение минского саммита. Но, вот в его результативность мало верят.

—;

Думаю не повлияют не на что уже. Эти переговоры уже длятся больше полугода. И после минской конференции никакого сдвига в никакую позитивную сторону не движется. Мое мнение, что Путин не уступит ничего.

Если бы что-то двигалось. Если бы Путин хотел договорится, я думаю, что после минской конференции уже были бы результаты. А так пока русских в Украине нет. Так и Лавров и все остальные. Они продолжают гнуть свою политику.

—;

Хочется надеяться. Переговоры безусловно нужны. Нужно сделать все, чтобы перестали гибнуть люди.

Именно на минские переговоры завтра я надеюсь. Завтра в нормандском формате встреча в Минске. Очень хочется, чтобы увенчались успехом.

—;

Переговоры всегда нужно проводить. Важно на что они повлияют. Не думаю, что завтра что-то решится. У братского народа все в порядке, а вот у руководителей его не все в порядке.

—;

Я думаю, что не изменят ничего. Менять-то нужно, конечно. Но мирные договоры ничего не изменят. Просто сколько уже можно одно и тоже. Мирные, мирные и никакого толку. 

—;

Переговоры. Только переговоры. Вы же видите, там закусили уделы в России. Надо договариваться. Нам никто не поможет договорится. Приглашать дядю, чтобы он поговорил за нас. Мы сами должны говорить  с ними. Кто нам поможет? Если мы сами не договоримся, они нас помирят, уедут, а они опять нападут. А сколкьо можно, сколько бедных людей. Сколько калек осталось. Это надо прекратить. А как прекратить, я не знаю.

—;

Уже сколько решают, решают, собираются. Вот сегодня решим-решим, но в итоге никак, ничего, никто. И люди погибают и просто жаль. Я вот вчера смотрела видео в Интернете, я просто в шоке. Серьезно. Вот каждый день что-то решают, а смысла никакого.

—;

Ничего не дали. Оно все оборачивается…вот они решают, а при этом ничего не решают. Мы стоим на одном месте. У нас есть война и мы от этого не уходим никуда. Потому, что лидеры, каждый имеет гордость какую-то, свои интересы  и при этом все хотят иметь свою выгоду. И поэтому они затягивают это дело не жалея людей. Смерти…им это просто ничего не стоит.

А вот прогнозы министерства иностранных дел носят более оптимистичный характер. Так, посол Украины в ФРГ Андрей Мельник сообщил, что переговоры на уровне министерств в Берлине по урегулированию конфликта были трудными, но дали результат для предстоящей встречи лидеров стран «нормандской четверки».

Глава МИД Украины Павел Климкин подчеркнул, что власти Украины будут настаивать на полном прекращении огня на Востоке и на отводе тяжелой артиллерии с восстановлением контроля на украинско-российской границе.

Отмечу, что данная встреча была запланирована еще на 15 января в Астане, но после того, как встреча глав МИД этих стран окончилась безрезультатно, переговоры на высшем уровне было решено не проводить.

Напомним, антитеррористическая операция на Донбассе началась в середине апреля 2014 года. И по данным ООН жертвами конфликта уже стали почти 5 с половиной тысяч  мирных жителей, ранения получили около 13 тысяч. Представитель специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Майкл Бочуркив заявил, что порядка миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, свыше 10 тысяч пострадали.

Комментарии закрыты