У иудеев поначалу была такая же религия, как у окружающих их народов. С некоторыми отличиями. Есть боги наши . А ваши боги – чужие. Даже если они похожи. Что же это были за боги? Языческие. Зевс у греков, Перун у славян – громовержцы. Пускают молнии. Обладают силой. После грома и молний – дождь. Что же ещё важнее для земледельца? Когда читаешь Ветхий Завет – то Бога договаривается с людьми: Будете себя хорошо вести, –я вам буду дождь посылать.
Но всё же теперь Бог этот уже другой – Невидимый! Такого нет у окружающих народов!
Авраам увидел за всем видимым – нечто Невидимое. Невероятное событие. Тут ум человеческий должен подняться на новую ступень. Невидимое начало, стоящее за всем видимым – есть в индуизме – Брахман. Увидеть нечто невидимое за всем видимым, за Солнцем, Луной, Звёздами. Оно и есть все. Этому Богу Авраама и его потомков — и пытаются служить древние евреи. А вокруг – язычники – которые служат видимому. Идолам. Скульптурным изображениям. Олицетворяющим власть сил природы.
А вот как служить тому, что не очевидно – не видно очам? Служить – Духу? Трудно.
Но уже есть еврейские пророки. Это не жреческая каста. Это странные люди. Они –играют на инструментах, танцуют, поют. Слагают псалмы, молитвы. И впадают в экстаз. И объявляют, что их устами говорит Бог. И от имени Бога — начинают обличать!
Собрались люди у храма. Праздник. А пророк пришел, и начинает говорить о Боге: «он изранен за наши беззакония, избит за наши преступления». Богу больно за то, как мы себя ведем. Возникло уже государство. Оно хорошим быть не может. Как ни старайся — возникает неравенство, несправедливость. Был разговор с Богом через пророка: зачем вам царь? Я вами правлю непосредственно! Я ваш царь! А они говорят: мы хотим царя, как у других народов. Но первые цари были легендарные. Давид, Соломон.
Замечательный филолог и мыслитель С.С. Аверинцев сравнивает греческий и ветхозаветный мир. У греков что? Космос. А космос – замкнутый в себе мир, все время воссоздающийся. А у евреев — Мир – Олам. Есть ли у Олама границы? И мир, и Бог есть бесконечность. Где мы видели бесконечность? Мы ее представить себе не можем. Когда выходим из мира вещей, из сферы Конечного – в мир бесконечный – мы потрясены. Олам, Шолом – слова однокоренные. Евреи говорят друг другу: Шолом! Мир – Вам!
И в имени царя Соломона – звучат и Олам, и Шолом. Как мудро он судит, как он справедлив. По легенде, когда Бог спрашивает Соломона: что тебе дать – богатство? Долгих лет жизни? Проси, что хочешь! Соломон попросил – мудрости. Мудрость – значит: знаю, что есть правда, что есть справедливость. Богу — угодны правда и справедливость. Но людям угодно другое. И снова приходит пророк, и от имени Бога говорит: что мне ваши всесожжения, сжигаемые жертвы, дым от костров?
Всех народы – приносят в жертвы животных, сжигают части их тел на жертвенниках, дым возносится к небу. Божества язычников – голодные, — питаются жертвенным дымом.
И вдруг Бог говорит: Мне дым от жертвенных костров не нужен! Мне нужна доброта ваша. И чистота души вашей!
Здесь совершается шаг к будущему христианству.
Без учения пророков не было бы христианства. Недавнее сообщение учёных: существовали свинцовые таблички, купленные у одного иорданца – свинцовая книга.Это первый христианский текст на иврите. Все остальные тексты – на греческом. На свинце оттиснуто лицо Христа. Книга существовала давно. И была прочитана. Свинец долговечен. На нем не так тяжело выдавливать буквы. Нужно было лишь установить – не подделка или это. И вот установили: не подделка, изготовлена около 2 тыс. лет назад. А в ней говорится: истинное учение Христа – есть продолжение древнего иудейского учения эпохи пророков.
Христианство — есть учение о «внутреннем человеке», о духовном существе его – невидимом! Проповедовать такое в мире, где все вокруг поклоняются видимому? Сегодня – в особенности! Невидимое в нас – образ божий и подобие – более всего дорого Богу. Доброта, внутренняя красота, истина. Но ради того, чтобы они действительно в нас были – приходится, увы, жертвовать чем-то из мира видимого.
Старая легенда – о колдуне Валааме, Биламе. Его призвал царь извести евреев, проклясть их. Он едет на ослице. Бог вмешивается: по узкой горной дорожке едет Билам верхом на ослице – и ослице преграждает дорогу Ангел с мечом. Она не может пройти. д А Билам хлещет ее. И тут ослица заговорила: неужели ты не видишь? Ослица видит невидимое. Билам – не видит. Он, несмотря на все свои немалые знания и умения, так же слеп, как и большинство из нас.