Мы не хотим страданий, мы хотим удовольствий. Но страдание все равно нас настигнет. Если жизнь имела смысл, если вы не просто гонялись за удовольствиями – то вы поймете, что через страдание ваше чувство жизни углубилось. Страдания чему-то учат? Да, они учат любви к жизни. И благодарности за жизнь. Благодарности не за «что-то», что она нам дала, а за то, что она – была. И ближних полюби за то, что они есть. Без них – с одними «дальними» – хуже!
Но тут мы опять наталкиваемся на то, что мышление наше небескорыстно. И очень хочется, чтобы «кто-то» подвёл баланс, наградил нас за всё хорошее. Вообще хочется справедливого правителя, начальника, командира, наконец, Бога который раздаёт посмертные награды и наказания. Но есть и другое представление о Боге: Бог дал нам свободу – чтобы мы сами управились со своей жизнью. В каждом из нас есть и раб, и свободный человек. Какой из них победит? И какой – угодней Богу? С моей точки зрения – Бог поднимает человек на ладони – к себе – возвышает его. Ему милее человек свободный и ответственный. Но нет ничего труднее, чем быть свободным человеком.
Что же свободного человека примиряет с несправедливостями мира, с собственными страданиями и смертью? Наличие в мире смысла. Но смысл этот он должен открывать сам. В стихотворении, которое звучит в конце передачи, говорится, что без бога, без некоего высшего порядка вещей, — мир утрачивает целостность и становится бессмысленной грудой негодных вещей.
Всё было бы и призрачно, и шатко,
всё было б не самим собой, не тем.
Мир без тебя – как без руки перчатка,
воздушный шарик, сдувшийся совсем.
Что море без тебя? Большая лужа.
Что горы? – просто множество камней.
А этот шар земной – боксёра груша,
и он колотит яростно по ней.