Продолжая разговор о мудреце Экклезиасте, мы будем снова и снова наталкиваться на гигантские перечни всего, что существует в жизни человеческой – и что будет сопровождаться всё тем же беспощадным приговором «суета сует». Конечно, автору были даны редкостные возможности испытать многое, так сказать, поставить в ходе своей жизни некий эксперимент, и сделать выводы. Говорят, что в гареме царя Соломона было триста жён и наложниц. А сколько богатств! И уж какая возможность есть и пить, наслаждаясь всеми яствами. Но от всего этого – одно только пресыщение.
И как, должно быть, на протяжении многих веков утешали всего этого лишённых нищих бедолаг слова о том, что всё это ерунда, пустяки, суета сует, что пища не насыщает, наслаждения преходящи, богатства рассыпаются в прах. Но в нынешнем потребительском обществе нас всем этим обольщают, наши аппетиты нарочно разжигают, дразнят, и реклама так красочна, и с Экклезиастом соглашаться не хочется!
А он твердит своё, говоря: выбери вечное! Вот он, порядок вещей – в природе. Мы должны бы при виде него испытывать восторг, постигать мировую гармонию. А ведь кроме гармонии эстетической должна бы быть и нравственная! И хотя она для нас не очевидна, но… И тут Экклезиаст говорит, что Бог все «сделал прекрасным в свой срок. Даже вечность вложил в их сердце.»
Выходит, мы причастны не только ко времени, но и к вечности. Кажется, мудрец приоткрывает нам одну из главных тайн человеческого существования. Есть эмпирический уровень существования – и тут мы не многим отличаемся от животных: и животные хотят получше поесть, заполучить себе лучших самок, выбиться в лидеры в своём стаде. На этом эмпирическом уровне – всё и в самом деле бессмысленно. Но человек мудрый, человек духовный – может подняться на «второй этаж», надстроенный над этим эмпирическим, и оттуда ему открывается красота и мудрость мироздания. И мир, и сама жизнь человеческая – обретают смысл. И нам уже дан намёк на истину, которая приоткроется в христианстве: не эта пища насыщает.