Отведав всех яств земных, человек умирает. Умирает ли вместе с ним душа – или отлетает куда-то, оборвав «серебряный шнур»? Тело хочет есть. Но и самая искусно приготовленная еда – не насыщает душу. Об этом и будет потом сказано: «Не хлебом единым жив человек». Либо в тебе есть духовное начало, либо ты, по сути, ничем не отличаешься от дрессированной обезьяны, которую научили сидеть за столом и пользоваться ложкой. А животное начало называется на иврите «йецер горо» — оно само по себе необходимо, но его следует поставить на своё место, в самом низу. Тогда может возникнуть место и для высшего начала.
Похоже, что сегодня мы эту самую естественную иерархию духа и плоти – утратили. Есть ли у нас ещё высокое представление о человеке? Однажды увидел написанное на стене слово человек. Удивился: неожиданно! Неужели кто-то думает ещё о том, что есть человек? На обратном пути пригляделся –и вдруг увидел, что тут рисунок свиньи, а слово человек вписано в центр рисунка.
Давайте поговорим о Храме. Храм – место для Бога – должен быть, конечно, и внутри самого человека. Но не у каждого, замученного работой и бытом, находятся время и силы для строительства этого храма. Но вот каменный храм, в который люди могут войти. Архитектура христианского храма символична. Купол – небо. Алтарь – кубической формы, символ Вселенной. Семь свечей, лампад – семисвечник, пришедший из Ветхого завета – символ звёздного неба. Храм — образ сотворённого Богом мира. И, конечно, этот образ должен быть прекрасен. Иконы – согласно философу и священнослужителю Павлу Флоренскому – это окна в иной мир. И не мы глядим сквозь окна туда, в иной мир, а эти лики глядят на нас — оттуда. Глядят – каковы мы. Осознав это, невольно поёжишься. И мы, испытываем необычные, высокие чувства. Прежде всего – благоговение. «Благоговею богомольно перед святыней красоты» (Пушкин). А Красота – она в единстве с Истиной и Добром.