Методы политической борьбы зачастую переходят рамки общественной морали. А внутренняя борьба в политической элите не менее часто переходит грань уголовного и гражданского кодекса. Существуют ли ограничения в борьбе за власть и как участвуют СМИ в этом процессе – на примере мировой и украинской политики обсуждали эксперты программы «Политическая среда» в рамках «Открытой студии глас».
Тема программы «Политическая среда» в рамках «Открытой студии глас» была озвучена как «Политика и черный пиар». И выбрана она была не случайна. В Украине приближаются парламентские выборы, и нашим согражданам предстоит сделать очередной выбор. Как выбрать достойного кандидата и научиться отличать правду о том или ином политике от лжи – можно и нужно учиться. Для начала немного теории — что же такое пиар, и в чем различие между белым и черным пиаром..
Сергей ДИБРОВ, публицист
у нас понятие белого пиара оговорено в законе более-менее, если говорить о пиаре политическом. Каждый гражданин имеет агитировать «за» или «против» любого кандидата – это святое право любого избирателя, любого кандидата в том числе. Но, в то же время, у нас имеет место быть — чего греха таить — распространение компрометирующей информации, которая не может напрямую повлиять на кандидата, например, на возбуждение уголовного дела против него, но направленную на дискредитацию этого лица перед какой-то группой людей. Андрей Костин, председатель комитета международных связей Союза адвокатов Украины
давайте разделим эту информацию на 2 части: вполне возможно, что эта информация соответствует действительности, это нечто, что хотел политик скрыть, и что характеризирует его с негативной стороны. В этой ситуации роль СМИ очень важна – они выполняют общественно-полезные задачи. Другая ситуация состоит в том, что СМИ распространяют информацию о лице, которая не соответствует действительно. И тогда они нарушают и закон, и права этого человека.
В любом случае, и белый и черный пиар не возможен без участия четвертой власти – журналистики. И в здоровом демократичном обществе свобода прессы не должна ограничиваться только из-за возможности распространение негативной информации. Поскольку СМИ играют роль «сторожевого пса» общества. А общество должно научиться разделять факты, преподнесенные в материале журналиста, от его оценочных суждений. И даже критические оценки медийщиков Европейский суд по правам человека рассматривает с точки зрения пользы обществу.
Андрей Костин, председатель комитета международных связей Союза адвокатов Украины
в конце концов оценку делает сам читатель, слушатель, зритель. А помочь ему в этом могут как раз кандидаты, которые могут исповедать такой открытый способ ведения политической борьбы. Потому что они своей открытостью могут нивелировать многие элементы черного пиара, которые в их отношении вбрасывают их конкуренты.
Второй час эфира был посвящен практическим применениям черного пиара в современной политической жизни. Первый и самый яркий пример – из Франции, страны, считающейся оплотом европейской демократии. Доминико Стросс-кан был устранен от выдвижения своей кандидатуры на пост президента в предстоящих выборах во Франции еще за год до начала предвыборной гонки. Его обвинили в попытке изнасилования горничной отеля в США. Обвинение, кстати, не подтвердилось, но скандал вокруг этой политической фигуры не утихает и сегодня. Ему инкриминируются все новые и новые нарушения уголовного законодательства.
Денис КУЗЬМИН, координатор европейских программ Центра международных исследований ОНУ им. Мечникова
Здесь тот же Стросс-кан как политик просчитался, рассчитывая на то, что французское общество привыкло к адюльтерам, что подобные проявления мужского характера они чуть ли не приветствуются французским обществом, а оказалось, что все наоборот. То есть не было однозначного осуждения, но последствия отставки, привлечение к новым уголовным делам, они сами по себе исключают этого человека из перечня незапятнанных политиков, которые могут представлять достойно страну. Подобная ситуация произошла с Президентом Германии Кристианом Вульфом. Журналисты обнародовали факт, что глава этой страны взял квартиру в кредит не под 5, а под 4% годовых. За этот факт зацепились правоохранительные органы. Результат – отставка Кристиана Вульфа. По нашим меркам – это смешная вещь, но в Европе человек, запятнавший свою репутацию, не может быть лицом страны. Нам такой политической культуре еще учиться и учиться.
Сергей ДИБРОВ, публицист
несколько лет назад в Москве по всей видимости это была организованная пиар-акция, когда девушка не совсем тяжелого поведения записала, как она проводила время у себя в квартире с ведущими российскими оппозиционерами, включая Лимонова. И это было подано так: вот, посмотрите, кто они такие и что они делают. Но Лимонов говорит: Извините, мне в мои 70 лет публикация того, что я могу в 70 лет, это комплимент. И так оно в итоге и пошло. Хрестоматийный пример черного пиара, который уничтожил значимую фигуру в политике – Билл Клинтон и Моника Левински. Причем, к отставке Президента США привел не факт прелюбодеяния, совершенный с молодой помощницей. Американское общество не простило Клинтону другого: что он солгал об этом под присягой перед конгрессом. Черный пиар превратил в политический труп и еще одного видного политика — бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. И вот на этих всех примерах необходимо учиться украинцам.
Денис КУЗЬМИН, координатор европейских программ Центра международных исследований ОНУ им. Мечникова
у меня такое ощущение, что в украинском обществе такой иммунитет, или пессимистическое привыкание к тому, что там все плохо, что политика дело грязное, ничего все равно не изменится, и нет смысла ходить на выборы и тому подобное. Это общее пессимистическое отношение было заложено в результате кризиса 90-х годов, повальной коррупции и зависимости наших властей от текущего бизнеса , то есть сращивание бизнеса с политикой..
В результате «Маемо що маемо». То есть все скандалы на украинской политической арене воспринимаем, как обычное зрелище и на выборах отдаем свой голос тому, о ком больше говорит пресса. А потом жалуемся, что после выборов – ничего не меняется. А если задуматься, то любой черный пиар – это проплаченная кем-то акция. И необходимо просчитывать, кому от нее будет выгода. Тогда мы будем знать, кому точно не следует отдавать свой голос.
Сергей ГЛЕБОВ, кандидат политических наук
в данном случае как раз опыт европейских государств заставляют нас по-иному взглянуть на ситауцию в Украине. Учитывая то, что там все факты черного и даже серого пиара тщательным образом отслеживаются, в том числе правительством. Люди, избиратели делают определенные выводы. В случае если информация подтверждается, соответсвенно политическое будущее у этого политкиа минимальное, если факты не подтверждаются, то как правило, черный пиар обораичвается против того, кто его иниициировал. Чем менее демократичное общество, тем больше в нем черного пиара, утверждают эксперты. Так что Украине в этом году предстоит проверить, какую ситуацию в стране покажет лакмусовая бумажка с надписью пиар.
Сергей ГЛЕБОВ, кандидат политических наук
В этом отношении украинцы проходят тест на современность. На европейскость, на цивилизованность, поскольку парламентские выборы тоже могут быть связаны с определенными скандалами в стиле черного пиара. Вот насколько это повлияет на волю избирателей, позитивно или негативно, от этого зависят результаты выборов и будущего парламента Украины.