В Украине приходится почти треть запасов пригодной для пахоты земли в Европе. Речь идет не только о наиболее ценном национальном богатстве, а и о важнейшем конкурентном преимуществе нашей экономики. И именно этим преимуществом нам не мешало бы воспользоваться. Как это планирует сделать правительство, и что предусмотрено в новом законопроекте «О рынке земель» — дальше.
Мораторий на продажу украинских земель сельскохозяйственного назначения действует давно. Годами этот вопрос был объектом политических дискуссий и любые малейшие попытки все-таки снять мораторий, проваливались, как говорится, с грохотом. Самый главный аргумент противников рынка земли – следующий: богатство Украины – ее плодородные черноземы — жадно раскупят иностранные спекулянты или местные олигархи. Сверху успокаивают – иностранцам покупку нашей земли запретят, а соотечественникам – установят пределы. В Министерстве заверяют, что реформирование в аграрном секторе направлено на улучшение жизни сельской громады.
Николай Присяжнюк, министр аграрной политики и продовольствия Украины
Мировой опыт доказывает, что возрождение сельских территорий не возможно без земельной реформы. При этом главнее всего при внедрении изменений — и это задание поставил Президент Виктор Янукович – не обезземелить украинского крестьянина. Наше общее задание – сохранить украинское село.
Своеволие обращения с сельскохозяйственными землями, по словам Николая Присяжнюка, уничтожает украинское село и грабит крестьянина. Демография селА в кризисном состоянии – ежегодно из карты Украины исчезает 15-17 сельских населенных пунктов. Поэтому завершение земельной реформы — один из самых главных, и в то же время, самых болезненных вопросов в аграрном секторе.
Николай Присяжнюк, министр аграрной политики и продовольствия Украины
Завершение земельной реформы крайне нужно для развития земельных отношений. Поскольку этот процесс вводит земельные ресурсы в экономическое обращение. Министерство будет настаивать на том, чтобы земля сельхозназначения приобреталась в собственность исключительно физическими лицами, гражданами Украины и государством. Предлагаемые изменения обеспечат создание прозрачного рынка сельскохозяйственных угодий на основе единственной системы- государственного земельного кадастра, также будет гарантироваться рациональное использование земли сельхозназначения, поскольку будет четко определен ее реальный владелец.
Возможно, ничего хорошего из такой реформы и не выйдет, еще до принятия законопроекта поговаривают об уже испытанных схемах покупки украинской земли теми же иностранцами или местными миллиардерами-миллионерами, правда, через подставные лица. Покупать и продавать землю сельхозназначения, согласно законопроекту «О рынке земель», имеют право лишь граждане Украины и государство. Юридическим лицам, как и иностранцам, – нельзя. Более того – если все-таки земля будет получена каким-то образом в собственность, «липовые» хозяева будут вынуждены ее отчуждать на протяжении года. Если добровольно этого сделано не будет – то право собственности на участок будет прекращено в судебном порядке – принудительно. Такие участки автоматически будут переходить в собственность государства.
Николай Присяжнюк, министр аграрной политики и продовольствия Украины
Главное — к чему мы стремимся при введении рынка земли – использование прозрачного и цивилизованного порядка продажи земельных участков, прекращение спекуляций, и монополизации рынка земель.
Возникает вопрос – а как быть с украинскими бизнесменами, олигархами, миллионерами и миллиардерами, которые и без иностранцев могут скупить чуть ли не всю украинскую землю. Согласно законопроекту, сделать им это не удастся. Закон устанавливает квалификационные требования к покупателям. Во-первых, потенциальный владелец должен иметь аграрное образование, опыт работы в сельском хозяйстве не менее 5 лет или заниматься ведением товарного сельхозпроизводства. Во-вторых, размеры лакомых земельных кусочков также ограничены. В конечном итоге, не смотря на привлекательность предложений, большинство украинских крестьян все-таки боятся продавать землю, не доверяя власти. Как говорят – и хочется, и колется. Потому что такой уж наш менталитет – ой, как ни верится , что именно в интересах простых крестьян проталкивается продажа самого ценного украинского богатства.