Немало людей, побывавших в пекле Чернобыля, проживает сегодня и в Одессе.
Эхо страшного взрыва, произошедшего 26-го апреля 1986-го года на Чернобыльской АЭС и сегодня, спустя четверть века с момента трагедии, не утихает. Причем не только непосредственные ликвидаторы аварии, но и их дети оказались заложниками страшных последствий облучения, спровоцированного выбросом нескольких сотен тонн радиоактивных веществ в атмосферу. Немало людей, побывавших в пекле Чернобыля, проживает сегодня и в Одессе. О них и об их многочисленных проблемах, связанных, в первую очередь, с предоставлением этим людям необходимого медицинского обслуживания говорили в четверг, 21-го апреля, на заседании круглого стола, приуроченного к 25-ой годовщине трагедии на Чернобыльской атомной электростанции. Анастасия Родионова продолжит тему.
Сегодня, по данным одесского городского управления здравоохранения, на медицинском учете находится 1652 человека — это и непосредственные участники ликвидации аварии и те, кто получил свою дозу чернобыльского облучения, проживая в зоне отчуждения, и что более страшно – дети, которые родились спустя годы после аварии, но Чернобыль и на них наложил свою черную отметину. По словам одного из специалистов городского управления здравоохранения Василия Китросана, более трети из них — инвалиды, в том числе и двое детей.
Василий Китросан, внештатный специалист по оказанию медпомощи пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС управления здравоохранения Одесского горсовета
«В Одессе сейчас состоит на учете состоит 644 инвалида-взрослых и два инвалида-ребенка. Это дети с тяжелой врожденной патологией головного мозга, а второй ребенок там — патология сердца врожденная тяжелая. Т.е., здесь как раз напрямую четко прослеживается связь здоровья родителей и рожденных ими детей.»
Финансовые затраты на лечение, профилактику и поддержание иммунитета организма, для человека с подорванным здоровьем, а то и инвалидностью — дело не подъемное, даже при полной и своевременной выплате всех чернобыльских надбавок. Государство на законодательном уровне гарантировало предоставление чернобыльцам бесплатных медикаментов, но в реальности из года в год, от правительства к правительству, бюджетные статьи на проплату лекарств практически не финансируются, как результат, многие, потеряв надежду, покупают лекарства сами и даже перестали обращаться к врачам за бесплатными рецептами.
Василий Китросан, внештатный специалист по оказанию медпомощи пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС управления здравоохранения Одесского горсовета
«некоторые из пострадавших даже не идут от отчаяния с просьбой выписать им льготные рецепты. Так, в прошлом году из всего количества населения за выпиской рецепта обратилось всего 307 человек. Потому что там длительные очереди и было выделено всего 303 тыс. грн на бесплатные лекарственные препараты. И если бы просчитать на общее их количество — я рассчитал это 184 грн, то, учитывая тяжесть патологии у этой группы населения, — явно недостаточно.»
Не менее острая после лекарств проблема — санаторно-курортного оздоровления. По данным специалистов, бесплатные путевки на оздоровление получают лишь 20% от всего количества нуждающихся в лечении людей, которых одной бедой объединил Чернобыль.