Каждый день мы просыпаемся, выходим на улицу — в магазин, университет, на работу…Общаемся с друзьями, иногда ругаемся в транспорте, смотрим на небо — синее или облачное…Помнит цвет неба, лицо родной матери, окружающий мир Светлана Лира. До шести лет девушка это все видела глазами. Теперь видит — сердцем. Один день ее жизни мы решили почувствовать вместе со Светланой. Почувствуйте и вы.

Мария Любченко (корреспондент)

В принципе, каждому из нас достаточно трудно пройти по этой улице. Мимо меня сейчас едет трамвай, а на тротуаре сейчас расположено очень большое  количество машин. Слепому человеку это сделать еще сложнее.

Из своего уютного дома мы выходим на улицу. И спешим, спешим, спешим. Всё успеть, везде успеть. Многие вещи мы уже и не замечаем. По привычке обходим припаркованные на тротуаре машины, уворачиваясь от них и лавируя между ними.

Галина Солодская (одесситка)

Они летят прямо вон там и по проезжей и вот там уже спрятаться негде. Конечно, отрицательно. Ну, а слепым одесситам, кошмар, конечно, как они – они ж не ориентируются. Я не знаю, честно. Как они,  бедные, обходятся. Не знаю. Естественно плохо.

Ее зовут Светлана. Ей 22 года. Она знает практически каждый камень и каждую выемку на дороге, по которой ежедневно ходит. Прислушивается к звукам – сигнализации машин, лаю собак, разговорам прохожих. В руках – белая трость, верная помощница. Ее путь – от общежития до Университета и обратно. 15-ть минут в одну сторону, столько же – в другую. Летом, весной или осенью. Зимой сложнее. Одной идти практически опасно.

Тук-тук-тук. Так постучишь – чувствуешь: мягенькая. А снег все скрывает – ни что ты идешь, ни как ты идешь. Ничего не понимаешь.   

Вот здесь дорога хорошая, а здесь – не очень. Мало тогор, что много машин, так еще иногда и собаки лают.

Собаки. Пугают. Но они меня, наверное, тоже бояться – я ж с палкой.

Эту дорогу – в Университет и обратно – три года назад Свете показала мама. Это сейчас она спокойно может добраться без посторонней помощи. А первого сентября, когда девушка начинала учебу на первом курсе, немного растерялась. Нужно запомнить не только сокурсников, а и аудитории. Теперь – совсем другое дело. Как ориентир – бордюры и здания, которые попадаются на пути. К ним нужно подойти, чтоб «увидеть» дорогу. Не все одесситы это понимают и стремятся помочь по-своему.

Как правило, к нему идешь, и поэтому начинается там – аккуратно, аккуратно здание. А ты все равно идешь, потому что тебе надо пойти вот, например, вот здесь – вот это общежитие. Мне к нему надо подойти к этому углу., для того, чтоб я помвернулв, и мне было удобно. Я иду и мне очень часто там кричат. Девушка, там здание, девушка, там стена. Прямо подбегают и хватают.

Достаточно серьезная проблемы – поездка в маршрутках. Если троллейбусы и трамваи останавливаются исключительно на остановках, то водители мини-автобусов на просьбу остановить на «Довженко» могут иметь ввиду не официальную остановку, а расстояние, варирующееся плюс-минус несколько метров. Это сбивает с толку невидящую девушку. Ориентиры то совсем другие. Как оказалось, приобретать товары и продукты достаточно легко – спасибо, одесситы помогают. А вот наболевший вопрос для многих людей, лишенных зрения, — покупка цветов. Светлана говорит. Обязательно из нескольких один будет подсохший. Мы решили провести эксперимент.

Идем, идем, переходим через дорогу. Тебе ж надо на троллейбус? — Нет, я хочу купить цветы. — А вон они. Идем. — Спасибо. — Пожалуйства, дите.

Скажите, а тюльпаны у вас есть. Какого цвета? — (перечисляют цвета). Белые. — А  большие? — Средние. — Дайте  три белых тюльпана.

Итак, смотрим, что выбрали для Светы.

Этот нормальный, этот какой-то непонятный. Вам виднее. А вот — листик дохлый. Как вы считаете? — Тот который ты показала, стебелек желтоватый. Полностью согласна. 

Она не мечтала стать журналистом. Но, как оказалось, полюбила эту профессию. Хотя, видит себя не в роли корреспондента, а, скорее, как ведущую или преподавателя. В одну такую тетрадь помещается две лекции. Если писать, как говорится, «от звонка до звонка».

Вот это тетрадь, правда, это — словарь. А вот – это конспект – он менее толстый, чем тетрадь, потому что еще не дописан.

Светлана Лира (студентка 3 курса, факультет – журналистика, ОНУ им. Мечникова)

Ну, как я учусь. Я, как все учусь, как все пишу во время пары лекции. Если честно, я, конечно, казенщица, и, поэтому, когда преподаватель очень быстро диктует, я просто не пишу, а потом прошу ребят, чтоб они мне прочитали свой конспект на диктафон. Контрольные все сдаю устно, иногда мне дают на дом, чтобы я набрала на компьютере и принесла потом сдала, если заранее преподаватель предупредила о контрольной, могу принести компьютер и сдать вовремя.

Света Лира – не только красивая девушка и очень интересный собеседник. Она – умеет видеть прекрасное и заботится о людях. Например, говорит: жаль, что не во всех учебных корпусах одесских ВУЗов есть пандусы. «Колясочникам» приходится выбирать учебное заведение не по велению души, а исходя из возможности добраться на факультет.

Комментарии закрыты