Вечером, 2-го февраля, в Израильском культурном центре состоялась встреча с очевидцем кровавых событий в Мюнхене в 1972-м году, олимпийским чемпионом по стрельбе Яковом Железняком. Выдающийся одессит, выступавший за сборную СССР и добывший для своей страны золото, стал невольным свидетелем теракта против израильских спортсменов, совершенного членами радикальной палестинской организации «Черный сентябрь».
Свой первый Кубок по стрельбе Яков Железняк получил в 18 лет. Тогда молодой спортсмен мог только мечтать об олимпийских играх. Изнурительные тренировки дали свои результаты: к 30-ти годам Яков Ильич стал одним из лучших в СССР — попал в олимпийскую сборную страны.
Мюнхен тогда находился на территории ФРГ, государства – главного противника СССР в Европе. Понятное дело, какие наставления получили наши спортсмены. По прибытию в олимпийскую деревушку, построенную специально для Олимпиады, спортсмены были под впечатлением: в 72 году ее назвали строением 21 века.
Однако то, что здесь было продуманно далеко не все, спортсменам еще предстояло убедиться. За несколько месяцев до Олимпиады по заказу ее организаторов специалистами были разработаны сценарии предотвращения всевозможных терактов. Среди них был и тот, который произошел 5 сентября. Однако дальше разработки сценария дело не пошло. В тот день Яков Железняк со своим другом Борисом Мельником, тоже стрелком, отправились в центр города, чтобы купить подарками родным. За золото по стрельбе тогда выдали баснословные деньги — 280 долларов. Что произошло в олимпийской деревне, они еще не знали: 8 вооруженных террористов группировки «Черный сентябрь» убили двух израильских спортсменов, еще 9-х взяли в заложники. Требовали отпустить множество палестинских заключенных. Террористы были вооружены автоматами «Калашникова», именно поэтому не без помощи журналистов, многие подумали, что к теракту причастна Москва. Наши спортсмены – единственные, кто находился под вооруженной охраной. Требования террористов Израиль отказался выполнять. Тогда был разработан план освобождения заложников. Группу штурмовиков переодели в спортивные костюмы, чтобы они могли подобраться поближе, но при этом на них оставались каски и ботинки. Это смотрелось странно, — говорит Яков Ильич, — задумка с переодеванием была бессмысленна. Однако операцию по штурму не рискнули воплотить в жизнь. Позже террористы потребовали вертолеты для того, чтобы перелететь в аэропорт, а после на самолете в Египет. Было принято решение там при пересадке, и расстрелять террористов.
«Говорилось, что за прожекторами должны были сидеть снайперы. О количестве — говорили не 50, а 5. Мы возмущались: зачем столько снайперов? Взяли бы меня с Борей — было бы спокойней. Поверьте мне», — вспоминает Яков Железняк.
То, что снайперов было не 50, а 5 выяснилось позже. Однако и этому плану не суждено было пройти успешно. В первом залпе не были уничтожены все террористы, началась долгая перестрелка. Один из вертолетов террористы взорвали вместе с заложниками. Оставшихся застрелили. Были также убиты 5 террористов. 3-х захватили. Это был провал немецкой полиции. Олимпиада после перерыва была продолжена. На панихиде по погибшим Советский Союз не был представлен. Таково было указание сверху. Позже Израиль организовал спецоперацию «Гнев Божий», целью которой было найти и уничтожить всех, кто был причастен к теракту. По некоторым данным это удалось.

Комментарии закрыты