О том, что в первых числах сентября в Одессе стоял едкий запах, уже почти забыли. И несмотря на то, что тогда об этом говорили практически все, начиная от бабушек на скамейках и заканчивая киевскими чиновниками, каких-то конкретных ответов на вопрос, что же все-таки было причиной неприятного запаха, получить так и не удалось.
Депутат Одесского городского совета Алексей Гончаренко направил в МЧС запрос для того, чтобы министерство разобралось в ситуации и дало исчерпывающий ответ, кто же все-таки виновен в загрязнении одесского воздуха и было ли оно опасным для здоровья горожан. Ответ от МЧС не заставил себя долго ждать. Цифры, приведенные в документе свидетельствовали о том, что выброс аммиака и сероводорода все же был, но тем не менее, со стороны министерства никаких комментариев не последовало. Ну, был себе смертельно опасный аммиак в 20 раз превышающей норму концентрации, и всё. Ни источника загрязнений, ни вообще каких-либо комментариев на депутатский запрос не поступило.
И ведь действительно — когда предельно допустимая концентрация аммиака и сероводорода в воздухе Одессы превысила норму в десятки раз, конституционное право каждого из нас было нарушено в начале сентября. Мы с вами можем подать в суд. Знать бы только на кого.
Городские власти, в лице исполкома горсовета на своем недавнем заседании, констатируя факт загрязнения воздуха химическими соединениями, ограничились лишь тем, что утвердили перечень потенциально-опасных предприятий, а их в Одессе нашлось 20, и обязали их организовать у себя автоматизированную систему экологического контроля. Управление экологической безопасности, конечно же, будет осуществлять контроль, раз не смогло выявить источник сентябрьского загрязнения, имея на вооружении разрекламированную на всех телеэкранах передвижную лабораторию. О том, что и кто стал источником загрязнения воздуха и насколько это было вредно для здоровья одесситов, казалось, все забыли. Но докопаться до истины решил депутат горсовета Алексей Гончаренко. В ответе на его депутатский запрос в Министерство по чрезвычайным ситуациям было черным по белому написано, что 9 сентября в Одессе концентрация в воздухе сероводорода составила 1-2 миллиграмма на 1 кубический метр, аммиака — в количестве 4 мг на тот же объем. Рядом, как бы невзначай в круглых скобках составитель документа указывал, что предельно допустимая концентрация для каждого из газов в несколько раз выше цифр, приведенных в заключении комиссии. Тут, казалось бы, и делу конец, ведь на первый взгляд — всё в порядке. Однако первый взгляд, как водится, оказался обманчив, а составитель документа, судя по всему, то ли по безграмотности, то ли специально указал цифры, которые никак не сочетаются между собой.
По словам заведующей кафедрой экологического права Одесского экологического университета Инессы Лоевой, в данном случае речь идет о трех показателях: это среднесуточная концентрация вредных веществ в воздухе, предельно допустимая концентрация и концентрация примесей в рабочей зоне. Так вот именно последнее значение, характеризующее воздух в закрытых помещениях на химических предприятиях и было взято для сравнения с содержанием газов в Одессе.
Согласно санитарным правилам для населенных пунктов, сероводорода в воздухе должно быть в 250 раз меньше, чем наблюдалось в течение нескольких дней в Одессе. Соответственно концентрация аммиака – в 20 раз. При этом интересно то, что бумага из МЧС, которая на первый взгляд составлена неверно, по мнению специалистов Одесского экологического университете, написана очень хитро. Ведь цифры в ней никак не комментируются. То есть и вывод о том, была ли соблюдена норма или нет, читатель, если хочет, может сделать сам.
Аммиак и сероводород относятся к 4-му и ко 2-му классу опасных для человека веществ. Кроме того, соединения углерода являются канцерогенными и способны спровоцировать возникновение злокачественных опухолей. Следует отметить так же и тот факт, что сероводород легко проникает в организм через кожу. Все это говорит о том, что доза вредных веществ, которую в той или иной степени получили одесситы в начале осени, в любом случае негативно скажется на нашем здоровье.
При этом сотрудники предприятий, которые работают во вредных условиях, по закону имеют право на компенсацию ущерба своему здоровью. То есть, по идее, каждый одессит может подать иск в суд.
Специалисты также уточнили, что источником такого загрязнения никоим образом не могли быть ни канализационные системы, ни выделение сероводорода морем. По всем показателям, причиной выброса мог стать лишь какой-то крупный объект, например, какое-либо предприятие или стоящее на рейде судно.
Таким образом, спустя столько времени вопросов, к сожалению, стало больше, чем ответов. Помимо того, кто или что стало причиной загрязнения и как это сказалось на людях; еще интерес вызывает и то, каким образом Министерство по чрезвычайным ситуациям могло дать ответ, способный ввести в заблуждение любого, особенно человека, не имеющего специального образования.

Комментарии закрыты