16 октября 1941 года, после 73 дней обороны, войска Одесского оборонительного района были передислоцированы в Крым. Однако даже покинутая регулярными частями Красной армии Одесса не была беззащитной: в борьбу с румынско-немецкими оккупантами, вошедшими в город, вступили партизанские отряды и подпольные группы.
Уже в декабре 1941-го командование гарнизона оккупированной Одессы докладывало в Берлин: «Партизаны зачастую как днем, так и ночью появляются в городе… они внезапно нападают на учреждения местных властей, высокопоставленных лиц, чиновников полиции и солдат… Нанесенный ущерб не поддается учету… Партизаны-катакомбисты представляют собой невидимую коммунистическую армию на оставленных территориях». Впрочем, не только катакомбы скрывали партизан — подпольные группы были практически на каждом крупном Одесском заводе. О партизанской группе Кудрина, работавшей на тогдашнем заводе Январского восстания, рассказал нам один из её участников.
В 1941 году Вилю Даниловичу Дубко исполнилось всего шестнадцать. На фронт его не взяли, поэтому пришлось остаться в городе и пойти работать на завод Январского восстания. Впрочем, «нюхнуть пороху» ему все же довелось, и повоевать тоже. Доставлять ощутимые неудобства оккупантам, выводя из строя поезда, которые ремонтировались на Январке, юных подпольщиков научил руководитель подпольной группы Павел Кудрин.
Помимо подрывной деятельности, занимались подопечные Кудрина и агитационной деятельностью. Смастерив типографскую матрицу, они печатали и распространяли листовки.
«Отец меня спрашивал — «куда ты идешь?» Я говорю: посмотреть, как пасхи делают. И это было почти правдой. Возьмешь, свернешь листовку в три четыре раза и кому-то в карман в церкви вкладываешь, — вспоминает Виль Дубко, ветеран ВОВ. — Кроме того, в подъезды заходил, под двери засовывал. Шёл и дрожал, откровенно говоря. Стоишь у столба, за голову держишься, вроде бы болит, а сам листовки мылом мажешь и клеишь».
Всех участников подпольной группы юный Вилька не знал, так как из соображения безопасности группа была разбита на тройки, с которыми и держал связь Павел Кудрин. Но предатель все-таки нашелся, и Кудрина и еще двоих старших товарищей арестовали и впоследствии расстреляли. Пришли жандармы и за Вилькой, но ему помогли бежать.
В 1944 году, когда наши войска начали масштабное наступление по всем фронтам, 19-летний Дубко попадает в распоряжение 527 стрелкового полка 3-го Украинского фронта. Будучи бойцом регулярной армии, участвует в победоносном, освободительном марше и доходит до Будапешта. Был награжден орденом «Победы 1-й степени», «За оборону Одессы», «За мужество» и медалью «За отвагу».
В наше же, мирное время, Вилю Даниловичу приходится вспоминать хитрости ведения подпольной работы, только уже сражаться приходится не с нацистской нечестью, а с некоторыми их последователями, руководящими государством, и их политикой направленной на уничтожение правды о войне, ее переписыванию и превозношению роли украинских националистов из ОУН-УПА.

Комментарии закрыты