Одесса — одно из наиболее безопасных мест в Украине с точки зрения уличной преступности, но здесь есть вызовы государству и бюджету страны со стороны преступности экономической.
Именно так считает министр внутренних дел Украины Юрий Луценко. Посетив наш город, он дал эксклюзивное интервью медиагруппе «ГЛАС».
Корр.: Юрий Витальевич, Одесская область входит в пятерку самых коррумпированных областей в Украине. Чем это обусловлено, и какие сферы деятельности являются самыми коррумпированными в нашей области?
Ю.Л.: Сразу хочу успокоить одесситов, на самом деле, вся эта статистика формируется по абсолютному количеству преступлений. К примеру, если в моей родной Ровенской области живет 1 млн. 200 тысяч человек, то, конечно, количество преступлений в ней меньше, чем у вас.
Естественно, первое место занимает Запорожская область, потом Донецкая, Днепропетровская, четвертое место, если честно, не помню, и пятое место занимает Одесская область. Однако это только потому, что в Одесском регионе количество населения больше, чем в Ивано-Франковском, Тернопольском или Сумском.
Одесский регион достаточно спокойный с точки зрения преступлений против личности, то есть грабежей, разбоев, убийств, краж, изнасилований. Зато здесь больше совершается преступлений в сфере экономики, а также должностных преступлений.
Я лично считаю, что руководство города и области в принципе ведет нормальную политику и, в отличие от некоторых более опасных регионов, я не могу заявлять об организованном характере должностной преступности.
Тем не менее, всем понятно, что специфика региона, а именно: 7 морских портов, соседство с полулегальным Приднестровьем и разных каналов незаконного транзита товара через него, — есть причина того, что здесь возникают преступные сообщества, занимающиеся экономическими преступлениями.
В них втянуты должностные лица, правоохранительные органы и судебная система. Проблемы накапливались долгие годы, но уже сегодня мы стараемся с этим бороться. Я считаю, что это возможно в случае, если все ответственные за эту борьбу должностные лица будут работать от «А» и до «Я».
В год милиция фиксирует порядка полторы тысячи случаев коррупции. Если бы эти полторы тысячи человек, как того требует закон, сели в тюрьму, то климат в стране был бы другой.
Но, к сожалению, украинские суды сажают всего по 40 человек в год. И дело не в отсутствии доказательств, а в том, что суды не рассматривают эти дела, их откладывают, возвращают, переквалифицируют. У судов нет доказательств невиновности, они просто саботируют работу по борьбе с коррупцией.
Одесса — одно из наиболее безопасных мест с точки зрения уличной преступности, но здесь есть вызовы государству и бюджету страны с точки зрения преступности экономической.
Корр.: В последнее время более эффективно стали работать службы, с которыми Вы взаимодействуете. Как Вы думаете, привела ли реорганизация таможни к уменьшению количества контрабанды через нашу страну, к большей прибыли бюджета? И как МВД в этом участвует?
Ю.Л.: Новое руководство украинской таможни наводит порядок на вверенном ему участке фронта. То, что правительство уже в середине года имело дополнительных 20 миллиардов к увеличенному бюджету – это показатель эффективности работы в данном направлении. Все деньги получены от борьбы с контрабандой и экономическими преступлениями. Первое место среди победителей занимает таможенный комитет, но милиция тоже не «пасет задних».
Вообще-то, контрабанда не — парафия МВД. Если МВД задержит контрабанду, то по закону оно обязано передать ее в прокуратуру и СБУ. Мы не имеем права расследовать такие дела до конца. И, тем не менее, наши сотрудники останавливают контрабандные грузы.
Есть еще один пример: вот сегодня вы поменяли начальника Одесской ГАИ. В принципе, я удовлетворен работой ГАИ по уменьшению аварийности и смертности на дорогах. Практически на пятую часть сократилось количество убитых на дороге, на четверть – раненых на дорогах. Но злоупотребления при растаможке автомобилей в 2007 году лежит на совести бывшего руководителя.
Я знаю, что на него давили, от него требовали таких незаконных действий. И, тем не менее, он мог уйти в отставку либо этого не делать. Вот цена вопроса: каждый год, с 2004 по 2008, в Украину ввозилось одинаковое количество автомобилей, но поступления в бюджет от растаможки автомобилей в 2006-м году по сравнению с 2004-м выросли на три миллиарда.
Когда я временно ушел с должности, в 2007 году, поступления снова уменьшились на ту же сумму.
Это вся химия с корпусами, сборкой, обходится государству в 3 млрд. гривен! Вот откуда берется увеличение бюджета, в том числе для пенсионеров, докторов, врачей, армии, милиции. И я намерен наводить здесь максимальный порядок и законность, как и во всех других вопросах, где милиция может подставить свое плечо украинскому бюджету.
Корр.: Мешает ли работе МВД кризис власти как таковой, то, что политики не могут между собой договориться о работе по борьбе с коррупцией? И какие, по Вашему мнению, механизмы наиболее действенны в Украине? Я не сомневаюсь, что у Вас есть предложения и к Верховной Раде, и к правительству по поводу реформирования этой сферы.
Ю.Л.: Политическая суета очень мешает эффективной работе милиции. Я не буду говорить о том, что я совершенно вне политики. Безусловно, я как руководитель министерства, как политик всеукраинского масштаба зависим от украинской политики. Но ее сиюминутность, ее мелочность, ее заангажированность на личном интересе уничтожает перспективы всего государства.
Взять, к примеру, Закон «О дорожном движении». Кому еще не понятно, что 17 гривен не является чувствительным штрафом для беспредельщиков на дорогах? Кому еще не понятно, что за прошлый год трупов на дорогах стало на четверть больше?
Сегодня мы «закрутили гайки» и уменьшили это количество на 20 %. Мы имеем минус тысячу трупов по сравнению с прошлым годом. Однако к концу года будем иметь цифру 5- 5,5 тысяч убитых на дорогах. Нужно что-то менять. Неужели в вопросе голосования за правила дорожного движения имеет значение партийный билет? Безусловно, нет. Тем более, что депутаты тоже участники дорожного движения.
Тем не менее, наши депутаты уже в третий раз отклонили этот законопроект, потому что нужно было показать отсутствие коалиции. Но неужели нельзя было найти какой-то другой повод?
Послушайте, меня постоянно обвиняют в том, что ГАИ коррумпировано. Это правда, есть коррупция. Что нужно для того, чтобы ее пресечь? Поставить видеокамеры, которые будут фиксировать нарушения правил дорожного движения, проезд на красный свет или превышение скорости. И штрафовать — милиционера, прокурора, пенсионера, — и автоматически выдавать квитанцию. Все это разработано и подано в парламент, но оно не принимается. В силу сиюминутного узкого партийного интереса.
Возьмем другой вопрос – борьба с наркотрафиком. Наркотики уничтожают будущее страны.
Вот если вы мне сейчас скажете, что вон там за углом продают наркоту, то я не имею права задержать нарушителя. Я должен дважды провести контрольную закупку, то есть за деньги купить у него наркотики, дважды зафиксировать и только потом задержать. Тогда, может быть, его посадят. Но это же ненормально. Разработан законопроект, подан в парламент. Но его не принимают.
Поэтому отвечаю на ваш вопрос. Я действительно вчера попросил главу Верховной Рады Украины господина Яценюка встретиться с руководством МВД, с руководством профильных комитетов парламента и обсудить 50 законопроектов, которые мы подали в Верховный Совет.
Я понимаю, что в нынешнем парламенте фактически 50 на 50 оппозиции и коалиции. Но, наверное, можно забыть о каких-то политических разногласиях, наверное, все – и «регионы», и коммунисты, и БЮТ, и «Наша Украина», и «Самооборона», и литвиновцы, — наверно все они за то, чтобы навести порядок на дорогах, уничтожить наркотрафик, прекратить торговлю людьми, прекратить должностные преступления, наказать взяточников. Давайте 2-3 дня в неделю выделим и займемся этим вопросом, перестанем заниматься демагогией. Сколько я помню себя в политике, столько в ней говорят о борьбе с коррупцией. Так давайте сделаем эти шаги! Если мы хотим быть, как во всем мире, надежно защищенными от коррупции и преступности, давайте проведем эти законы. А политику отложим на эти три дня в сторону.
Корр.: Правда ли, что США даже готовы вложить деньги в борьбу с украинской коррупцией? Называются цифры в сумме 45 млн. долларов.
Ю.Л.: Если честно, 45 млн. не спасут ни одно из направлений деятельности милиции, это несерьезно. Мы, конечно, благодарны за любую помощь, в том числе со стороны Соединенных Штатов Америки, но…
Например, последний раз они поставили нам оборудование для борьбы с киберпреступностью, т.е. преступностью в Интернете, с подделкой платежных карточек.
США в этой сфере имеют хороший опыт, они им делятся, они помогают нам компьютерной техникой, другими вещами. Я за это очень благодарен. Но преувеличивать эту помощь не стоит, это жест доброй воли и не более того. Такие жесты нам делает Европейский Союз, который сотни миллионов евро выделяет на создание лагерей для нелегальных мигрантов. Нам помогают другие наши соседи — Российская Федерация и страны других регионов мира.
Однако украинцы должны понимать, что никто за нас не сделает наши реформы, никто за нас не наведет порядок в нашем доме. Милиция должна развиваться самостоятельно, исходя из возможностей украинского бюджета и в строгом соответствии с украинским законодательством. Впрочем, и первое, и второе нужно менять, чтобы эффективно бороться с коррупцией.
Корр.: Вы недавно были в США. Какова была цель этого визита?
Ю.Л.: Да, я недавно был в США, взял отпуск за свой счет и как лидер политической силы присутствовал на съезде Демократической партии, посвященном выдвижению кандидата в президенты господина Обамы. Для меня многое открылось в этом визите, я увидел ощутимую разницу подходов к мировым проблемам, в том числе тех, которые касаются Украины, у республиканцев и демократов. Мне была очень интересна сама процедура прямой демократии во время этого процесса. Но самое главное, я встретился там с людьми, которые в случае победы господина Обамы будут творить внешнюю политику, в том числе в Восточной и Центральной Европе. Эти разговоры были очень нужными. Я думаю, что они не подлежат публичному обсуждению. Давайте подождем, кто победит в США. И в том, и в другом случае, мы будем иметь серьезного партнера, с которым нужно считаться.
Но Украина при этом должна помнить о своем, украинском, интересе. В моем ответе – прямой мостик к событиям в Грузии. Безусловно, даже там, на съезде демократов США, это был ключевой вопрос. Именно там была видна разница между ковбойским стилем поведения республиканцев и более взвешенным подходом к этой проблеме у демократов.
Моя позиция состоит в следующем – Россия бросила вызов мироустройству, сформированному Ялтинскими договоренностями после нашей победы во Второй Мировой войне, после Хельсинских соглашений. Армия одного государства вторглась на территорию другого. Безусловно, это надо осудить. Но нельзя также не заметить, что в справедливой борьбе за территориальную целостность Грузия применила оружие против мирного населения. Это тоже нельзя простить, чтобы быть объективными. В-третьих, не России нам говорить о правах человека после Чечни, и не Америке говорить о территориальной целостности после Косово. В четвертых, Украина должна понимать, что имеет дело с сильными мира сего и должна защищать собственные интересы. Это значит, не громыхать громкой патриотической фразой и не ввязываться в гонку вооружений или в холодную войну с великими соседями. А пытаться найти свой личный национальный интерес.
Я глубоко уверен, что территориальная целостность и независимость нашей страны зависит не от количества танков, не от количества боеголовок и даже не от того, как изымаются российские паспорта. Я уверен, что проблема не в паспортах, а в головах. Граждане Украины, независимо от того, где они живут и на каком языке разговаривают, должны лично чувствовать, что в Украине им выгоднее жить. Это ключевой вопрос, который я объяснял в Соединенных Штатах и пытаюсь объяснить здесь.
Политики, которые пытаются выступить с ультраконсервативных позиций, в этом случае подставляют всю страну. Это недопустимо.
Нужно защищать интересы Украины, но при этом не переступать рамки, не зарываться.
Корр.: Закончился ли бум так называемого «рейдерства» и, если нет, то во что он превратился в этом случае? Потому что на первом рубеже стоит как раз милиция…
Ю.Л.: …Не совсем правда…
Корр.: Вам тяжелее всех.
Ю.Л.: Да, мы на передовой. Рейдерство — это очень красивое слово, которое, на самом деле, означает бандитский захват предприятий. Но он ведь производится не просто так – банда собралась и захватила предприятие, нет, рейдеры обкладываются документами судов. Первая проблема – незаконные, заведомо неправовые решения судов. Да, когда конфликтующие стороны подходят к предприятию, появляется милиция. Моя позиция очень проста – в случае возникновения любого конфликта вокруг недвижимости необходимо информировать руководство МВД, первого замминистра и меня.
Но я не хочу заниматься деталями, это должен делать суд. Если милиция начнет решать, какой суд правильный, а какой нет, к чему это приведет?
Есть решение суда, есть государственная исполнительная служба, которая законом наделена правом реализовывать решение суда, есть протокол о силовом сопровождении милиции, — мы будем действовать, даже если мне очень не нравится эта операция. Если нет одной из этих составляющих, все по домам, стенка милиции — и все свободны. Но ни в коем случае насилия против людей нельзя допустить, то есть если частная охранная структура при захвате предприятия, даже с решением суда и с решением судопроизводителей использует силу против рабочих или охранников, то она будет наказана и лицензия будет отобрана. Я это доказал, когда отобрал лицензию у крупнейшей охранной структуры в Украине, которая сегодня охраняет в том числе «Криворожсталь».
Любой, кто поднимет руку на человека в ходе этих бизнес-разборок, будет наказан. Это позиция МВД. Мы не может остановить рейдерство, это правда. Но я не буду, как Василий Петрович Цушко, говорить, что я подписал приказ и рейдерства больше нет.
Наша позиция будет объективной – решение суда, дело производителей и, главное, никакого насилия. Только так, законодательно, можно решить этот вопрос, который на самом деле лежит в плоскости продажности судов. Суды разрешают сегодня грабить и частную собственность, и государственную. Первым делом, нужно принять закон, который наведет порядок в судах. Я считаю, что давно назрело время создать дисциплинарную палату, которая будет за явно неправовые решения отзывать судей с их должностей, даже если они избраны пожизненно. Я уверен, что рано или поздно мы внедрим механизм наказания.
Корр.: Последний вопрос. В последнее время все чаще говорят о необходимости отмены доверенностей на автомобили. Как обстоят дела с этим?
Ю.Л.: Я бы очень хотел отменить доверенности. Потому что, например, если камера видеонаблюдения зафиксировала превышение скорости движения, то неизвестно, кто едет за рулем, – по доверенности или нет, и непонятно, кто платит штраф.
Доверенность – это способ избежать налогообложения, скрыть реальные доходы – например у госслужащих. В принципе, мы прорабатываем такую возможность, но она лежит в законодательной площади.
Заминированно админздание №2 на Канатной, 83
Просмотров 3.66KКомментарии 0Нравится 1
17 февраля в 13:26 поступил сигнал о минировании административного здания №2 одесского областного совета. Сотрудники предприятий и учереждений были экстренно эвакуированы. Оказалась заблокирована работа многочисленных...
ВИКИУМ представляет магазин нейроинтерфейсов
Просмотров 3.33KКомментарии 0Нравится 2
Онлайн-платформа для тренировки мозга «Викиум» представляет технологию будущего, которая поможет развить познавательные способности: нейроинтерфейсы и приложения для концентрации внимания и осознанного управления мент...
Тренажеры «Викиум» развивают мозг и помогают детям
Просмотров 4.81KКомментарии 0Нравится 2
Сайт когнитивных тренажеров wikium.ru дает своим пользователям возможность принять участие в благотворительном проекте. Портал, который все больше россиян используют для развития памяти, внимания, реакции и других поз...
«Викиум» — развитие мозга за 15 минут в день
Просмотров 4.04KКомментарии 0Нравится 2
Новейшие исследования показывают, что развивать свой мозг можно точно так же, как и тело - на протяжении всей жизни. Память, мышление, внимание – все эти способности сегодня можно тренировать, не полагаясь на милость ...