Дамба, перегораживавшая речку Малый Куяльник, впадающую в Куяльницкий лиман и насыпанная для вывоза незаконно добытого на берегах лимана песка, ликвидирована. Об этом в четверг, 10 июля, сообщил прокурор Ивановского района, согласившийся встретиться со съемочной группой медиагруппы ГЛАС на импровизированной дороге, проложенной по дну лимана.
Теперь значительный участок дамбы разрушен и в образовавшемся рве пусть и очень медленно, но накапливается вода. Работы на карьерах, к которым вела дорога, приостановлены, как и на некоторых других разработках песка и ракушечника в Ивановском районе. Впрочем, их в регионе так много, что закрытие четырех из них проблему не решает. Тем более, что прокуратура настаивает: закрытые карьеры – результат их совместных с райотделом милиции проверок.
Однако проводить их должны были бы не правоохранительные органы, а экологическая инспекция в Одесской области. Но от неё ни прокуратура, ни милиция Ивановского района за два года не получила ни одного материала для реагирования. Перспективу сохранения столь ценных и легкодоступных природных ископаемых региона на примере нескольких приостановленных разработок и попытались выяснить наши корреспонденты.
Сказать, что так называемая дамба, а попросту удобный тракт, проложенный по дну Куяльницкого лимана, разрушена, пожалуй, было бы преувеличением. Но проехать по ней на грузовике-пятидесятитоннике теперь действительно проблематично — часть дорожного полотна разрыли. Правда, следы шин доказывают, что есть и объездной путь, но вряд ли его можно использовать для того, чтобы вывозить песок в больших объемах. Тем более, что два карьера, к которым вела дорога через лиман, находятся под контролем милиции и прокуратуры. Песочные браконьеры, разрабатывавшие их до сих пор, были обнаружены в 10 километрах от этого места, в пойме реки Малый Куяльник, где они занимались добычей песка из другого карьера. И опять без каких-либо разрешительных документов.
Песок, согласно действующему законодательству, полезное ископаемое местного значения. И за его разворовывание можно привлечь только к административной ответственности. А вот за хищение ракушечника можно и к уголовной. За май и июнь милиция и прокуратура Ивановского района открыли 4 дела по незаконной добыче песка и два по разработке ракушечника. Последние уже рассматриваются в суде. А вот «песочные» дела на стадии рассмотрения. Прокуратура рассчитывает, что все будет закончено за 10 дней. Но для того, чтобы передавать такие дела в суд, необходимо рассчитать сумму нанесенного ущерба. И тут не обойтись без экологической инспекции в Одесской области. Между тем активности с её стороны Ивановская прокуратура добиться не может. Три обращения за год с просьбой провести ревизию на предмет незаконной разработки в районе природных ископаемых принесли только один ответ.
«На последний запрос нами был получен единственный ответ от 10 июня за подписью начальника инспекции Болгара о том, что вопросы проведения проверки и подсчета ущерба решаются на уровне Главного управления экологии в Киеве, — рассказал Александр Васютинский, советник юстиции, прокурор Ивановского района. — Если их руководство даст добро, то они эту проверку проведут и нас информируют. Но на сегодняшний день ни в адрес прокуратуры, ни в адрес райотдела таких расчетов не поступало».
Между тем представители правоохранительных органов настаивают на том, что они должны лишь реагировать на информацию, поступающую от инспекции и управления земельных ресурсов, а не сами искать карьеры на территории района.
Зато предпринимателям, добывавшим песок на ныне закрытых карьерах, по рассказу прокурора района, автограф начальника экологической инспекции получить удалось. На следующий день после первой прокурорской проверки они продемонстрировали письмо, суть которого такова: предприниматели должны до 7 июля установить под дорогой, идущей по насыпи через лиман, две трубы диаметром 80 сантиметров. В противном случае — прекратить добычу песка. Если учесть, что разрешительных документов на разработку карьера у них не было и нет, то угроза запретить её выглядит странно. Впрочем, предприниматели все равно не установили трубы в срок, так что дорогу разобрали. Начальник Ивановского райотдела милиции считает, что эти конкретные браконьеры на новое место в ближайшее время вряд ли переберутся.
Но только официальные данные, предоставленные прокуратурой, гласят, что на территории области из обнаруженных 148 карьеров и шахт разрабатывается лишь 41, причём только 28 из них — легально. Неофициально же правоохранители сознаются, что карьеров может быть гораздо больше, ведь все проводимые до сих пор проверки носили исключительно выборочный характер.

Комментарии закрыты