Автор – Мария Трембовельская, Вести Плюс, на 08.10.07

СТУДИЯ: Так уж получилось, что Президент нашей страны Виктор Ющенко завел разговор о необходимости внесения изменений в Конституцию Украины, дабы обеспечить выполнение прав и свобод граждан, на следующий же день после того, как свое 30-летие отметила «брежневская» Конституция, принятая сессией Верховного Совета СССР 7 октября 1977 года. В отличие от Конституции Независимой Украины, принималась она спокойно и единогласно. Говоря о «брежневской конституции», одни отмечают то, что в ней содержался широкий перечень прав и свобод человека, другие – акцентируют внимание на их декларативности. По словам эксперта Конституционного права и заведующего одноименной кафедрой Одесской Национальной юридической академии Марка Орзиха, совершенных правовых актов не бывает, главное – как они исполняются. По ныне действующей Конституции 1996 года, например, по его мнению, мы ни жили ни одного дня, несмотря на то, что для многих она стала поводом для гордости.
СЮЖЕТ-КОНСТИТУЦИЯ
За кадром: Не смотря на пресловутую шестую статью Основного закона, закрепляющую однопартийность и руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, многие правоведы, «брежневскую» Конституцию, называют большим шагом в плане закрепления прав граждан. В 1977 году права и свободы граждан впервые были закреплены на законодательном уровне. Ранее действовавшая «сталинская» Конституция вовсе не имела таких разделов. Другое дело, что не все права и свободы, закрепленные в Конституции 77 года, можно было реализовать в реальности.
СХ Марк Орзих, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой Конституционного права ОНЮА
08.54-09.26 Те конституции советские действительно были декларативными, они не имели прямого действия. Судебные, административные органы, как правило, не применяли эти конституции как акты прямого действия. Это особенно ощутимо было в вопросе защиты прав и свобод граждан. Поскольку ссылаться на конституционные права до 96 года было не принято.
За кадром: Но вряд ли кто-то сегодня сможет возразить против того, что некоторые социальные моменты, закрепленные в брежневской конституции, все же работали, иногда даже чересчур, что приводило к определенным перекосам. Заявив об обязательном среднем образовании, советская школа вынуждена была тянуть за уши даже двоешников. Стопроцентная трудовая занятость обеспечила не только всем работу, но и головную боль трудовым коллективам — откровенных тунеядцев — можно было брать на поруки, перевоспитывать, ставить на вид, но ни в коем случае, не увольнять. Те, кто родились в Советском Союзе, наверняка сегодня про себя отметят: в брежневском застое для рядового человека все же был немаловажный фактор — фактор стабильности. Строились новые дома, предприятия, детсады, больницы и школы, советский человек семимильными шагами осваивал Космос.
СХ Леонид Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель президиума Верховного Совета СССР
«Наша партия проявляла и впредь будет проявлять постоянную заботу о том, что бы трудящиеся не просто обладали предоставленными Конституцией возможностями, участвовать в управлении обществом, но и фактически реально участвовали бы в нем. Мы хотим, что бы граждане Советского Союза хорошее знали свои права и свободы, пути и методы их осуществления. Что бы они умели применять эти права и свободы в интересах строительства коммунизма, ясно понимали их неразрывную связь с добросовестным выполнением своих гражданских обязанностей.
За кадром: Сегодня партий свыше ста, и каждая из них, в свою очередь, готова стоять на страже конституционных прав граждан и готова представить свои изменения в Конституцию, хоть каждый день. Правда, по мнению отечественных правоведов, между «брежневской» и нынешней украинской Конституции сохранилось нечто общее. Ни тогда, ни сегодня на Конституцию не ориентируются ни суды, ни органы власти.
СХ Марк Орзих, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой Конституционного права ОНЮА
13.23-13.46 Мы гордимся тем, что в Конституции записано, и это – уже имеет практику и в судах общей юрисдикции и в Верховном суде, что никакой государственный орган, даже самый высокий не имеет права ограничивать те права, которые предусмотрены конституцией и законами страны.
За кадром: О том насколько недекларативна наша нынешняя Конституция, каждый может судить по себе. Например, одно неотъемлемых прав – право обращения в суд. Его никто не отнимает, но даже специалисты, не говоря уже о рядовых гражданах, соглашаются, что в судебном порядке мы защищены слабо. И решение этого вопроса, по мнению Марка Орзиха, не зависит только судебной реформы.
СХ Марк Орзих, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой Конституционного права ОНЮА
14.29-14.46 Даже в том виде, в каком суды сегодня есть, если дать им спокойно работать, если не будет никакого административного давления, если дадут судьям выполнять свои обязанности – будет уже неплохо.
За кадром: Именно с соблюдения уже существующих законов, по мнению эксперта по конституционному праву, и следует начинать. Ведь сколько бы не говорили о недостатках нынедействующей Конституции, главное — в другом.
СХ Марк Орзих, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой Конституционного права ОНЮА
18.28–19.01 Мы ни одного дня не жили по конституции 96 года, ни одного дня! Потому что, на следующий день после ее принятия, выступили спикер – А. Мороз и Л. Кучма, они были сопредседателями конституционной комиссии, и сказали, что Конституция – хорошо, но ее еще нужно усовершенствовать текущими законодательством. Ну что это за усовершенствование текущим законодательством основного закона?
За кадром: В конце концов, по мнению Марка Юрзиха, стабильность конституционного строя – залог соблюдения прав и свобод личности. И главное, чтобы Конституция не менялась под каждое должностное лицо и каждый созыв Верховной Рады.
СХ Марк Орзих, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой Конституционного права ОНЮА
23.43–24.14 Давайте мы хоть полгода поживем по ныне действующей конституции. Но по Конституции! Без ссылок на дух конституции, на то, что она имела в виду. Вот по Конституции, как она записана, вот поживем полгода. И потом я готов выслушать предметную критику относительно того, что чему противоречит. И голосовать за изменение Конституции.
Мария Трембовельская, Д. Насташенко, Вести Плюс

Комментарии закрыты