Идею отмены депутатской неприкосновенности, которая стала ключевым лозунгом избирательной кампании блока «Наша Украина–Народная самооборона» (НУНС), вчера поддержал председатель Верховной рады, лидер Соцпартии Александр Мороз.
Пресс-служба Рады сообщила, что проведение внеочередной сессии необходимо спикеру для принятия законопроекта, который, в частности, лишает депутатов неприкосновенности. Однако при детальном изучении этого документа, как, впрочем, и заявлений НУНС, стало понятно, что никаких конкретных предложений по этому вопросу у политических сил нет.
Вчера народные депутаты фракции СПУ выступили с заявлением, в котором в очередной раз призвали своих союзников по коалиции принять участие во внеочередной сессии Верховной рады. Проведение такого заседания социалисты объяснили в первую очередь необходимостью принятия закона о внесении изменений в Конституцию. Документ, автором которого является председатель ВР Александр Мороз, предполагает лишение президента права распускать парламент без соответствующего решения Конституционного суда, упрощение процедуры импичмента главы государства и избавление коалиции от необходимости вносить на рассмотрение президента кандидатуру премьер-министра. Впрочем, в понедельник, упоминая о законопроекте Александра Мороза, пресс-служба Рады акцентировала внимание на том, что этот документ «предусматривает отмену депутатской неприкосновенности и прекращение, таким образом, предвыборных политических спекуляций».
Лишение депутатов неприкосновенности политики обсуждают с конца 90-х годов. Тогда с такой инициативой выступал президент Леонид Кучма. На выборах в 2006 году об этом говорили в БЮТ. Первым же, кто после роспуска Верховной рады V созыва снова затронул этот вопрос, стал президент Виктор Ющенко (см. Ъ от 14 июня). Его предложение сразу же поддержали Народный союз «Наша Украина» и общественное движение «Народная самооборона». После объединения этих политических сил в избирательный блок (см. Ъ от 6 июля) идея отмены депутатской неприкосновенности стала главным лозунгом их кампании.
В законопроекте Александра Мороза, занимающем 12 страниц печатного текста, отмене депутатской неприкосновенности посвящено неполных пять строк. Оставив без изменения ч. 1 ст. 80 Конституции («народным депутатам гарантируется депутатская неприкосновенность»), спикер предлагает принять ч. 3 этой статьи в такой редакции: «Без согласия Верховной рады народный депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание, связанное с ограничением личной свободы народного депутата, а также задержан или арестован».
При сравнении предложений главы Верховной рады с текстом Конституции принципиальные различия заметить трудно. Так, ч. 3 ст. 80 гласит: «Народные депутаты не могут без согласия Верховной рады быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы». Чтобы разобраться, где в предложениях господина Мороза говорится об отмене депутатской неприкосновенности, Ъ обратился к члену парламентской фракции СПУ Евгению Филиндашу. «В законопроекте Александра Мороза речь идет о том, что, если депутат, грубо говоря, напился и подрался, для привлечения его к ответственности не нужно получать согласие парламента»,— объяснил господин Филиндаш.
Таким образом, разъяснения депутата противоречат инициативам спикера. Описанные им противоправные действия народного депутата подпадают под ст. 296 Уголовного кодекса («хулиганство») и в зависимости от степени нанесенных телесных повреждений предусматривают наказание в виде лишения свободы сроком до семи лет.
Поскольку соратники Александра Мороза вчера не смогли пояснить, каким образом его предложения отменяют неприкосновенность депутатов, Ъ обратился к специалисту по конституционному праву, бывшему председателю Конституционного суда (1996—1999 годы) Ивану Тимченко. «Предложенные изменения к 80-й статье не вносят ничего нового,— сказал он Ъ.— Это просто игра слов, своего рода политическая игра, цель которой — в очередной раз охмурить украинский народ». Комментируя положения законопроекта, Иван Тимченко отметил, что Конституция в случае привлечения народного депутата к административной ответственности и без предложенных изменений не требует обращения к Верховной раде.
Следует отметить, что в блоке «Наша Украина–Народная самооборона», представители которого в рамках предвыборной кампании собирают подписи за отмену депутатской неприкосновенности, вчера были не готовы сообщить, в чем конкретно заключаются их предложения. Поэтому говорить о том, насколько осуществимы планы НУНС, пока не приходится. «В свое время мы обнародуем законопроект, которым политическое преследование депутата за его взгляды будет недопустимо, а во всем остальном депутаты будут, как простые граждане»,— пообещал Ъ координатор акции по сбору подписей Тарас Стецькив. «После выборов мы предложим новому составу парламента принять европейскую модель неприкосновенности, где депутаты будут защищены от политического преследования»,— сообщил Ъ лидер Украинской народной партии Юрий Костенко.
Услышать от политиков, что нужно изменить в ст. 80 Конституции для устранения проблемы депутатской неприкосновенности, Ъ вчера не удалось. «Мы выступаем за отделение представителей нечестного бизнеса от власти. Это им нужна депутатская неприкосновенность»,— заявил народный депутат V созыва Владимир Полохало (БЮТ). «На время выполнения обязанностей у депутата должна быть абсолютная неприкосновенность,— уверен Тарас Чорновил (Партия регионов).— Что касается преступных действий депутата, привлечение к ответственности однозначно должно быть, но только на уровне Генпрокуратуры».

Комментарии закрыты