О наших вредных привычках вскоре можно будет узнать по отпечаткам пальцев.
Любой криминалист скажет, что один-единственный отпечаток пальца не позволит установить личность человека, который его оставил. Чтобы делать окончательные выводы, нужно сравнить его с образцом из картотеки. Это представление готова изменить группа профессора Дэвида Рассела из Университета Восточной Англии и Лондонского Королевского колледжа.
Доброволец входит в лабораторию, тщательно моет руки, затем несколько минут согревает их при температуре 37 градусов, чтобы активизировались потовые железы, и ставит отпечаток на чистом стекле (без всякой краски). А примерно через час — столько длится “проявка” отпечатка — экспериментатор готов сообщить, курит испытуемый или нет. Оставленный курильщиком след явственно светится в темноте благодаря тому, что специальные флуоресцентные маркеры связываются с веществом, выделяемым в составе пота после употребления никотина. Отговорки — мол, сидел в прокуренном помещении или держал сигарету в руках, но не курил — не проходят: тест откликается на котинин, продукт переработки никотина в организме. Причем под микроскопом видно, что свечение концентрируется вблизи пор кожи — безошибочное указание, откуда этот котинин появился.
Не надо думать, будто скрывают курение только подростки, а знать о нем хотят только родители. В жизни немало случаев, когда люди хотели бы утаить вредную привычку, например при расчете стоимости страховки или при найме на работу. Конечно, и раньше курильщика можно было выявить по котинину в моче или по никотину в волосах, но снятие отпечатков пальцев — все же гораздо более простая процедура. Такой анализ можно проводить хоть ежедневно, а его результат автоматически привязывается к надежному идентификатору личности — папиллярному узору.
Последнее может стать особенно важным, если, как надеется профессор Рассел, технологию удастся адаптировать для выявления принимаемых лекарств, допингов, наркотиков и даже для диагностики некоторых заболеваний. Например, перед началом соревнований спортсмены могли бы сдавать отпечатки пальцев, а уже через час можно было бы получить заключение о наличии допинга. Причем каждая проба будет заверена отпечатком пальца. Но до этого, по всей видимости, еще далеко. “Я бы очень хотел, чтобы подобное было возможно, — сказал в разговоре с «Пятницей» Николай Дурманов, руководитель антидопинговой службы Росспорта. — Однако далеко не все виды допинга можно обнаружить в поте”. По его словам, употребление генно-инженерных препаратов можно определить лишь с помощью генетического анализа, а кровяной допинг (переливание своей или донорской крови) — с помощью соответствующего анализа. “Да и те препараты, следы которых могут присутствовать в поте, — объясняет Дурманов, — часто принимаются в столь малых количествах, что образца пота для их определения недостаточно”.
Делать же это будут так:
Отпечаток пальца ставят на чистом стекле. Затем на полчаса помещают стекло в раствор, содержащий наночастицы золота, а потом еще на полчаса — в раствор флуоресцентного красителя. До начала эксперимента на поверхности крошечных (3 нанометра) золотых частиц закрепляют антитела двух типов. Одни соединяются с котинином и фиксируют наночастицы на образце, другие на втором этапе притягивают молекулы красителя. К одной молекуле котинина может присоединиться несколько десятков молекул красителя, что заметно усиливает сигнал.

Комментарии закрыты