Верховная рада приняла закон о Фонде госимущества.
Вчера парламент принял во втором чтении законопроект «О Фонде государственного имущества», узаконивающий деятельность Фонда, который до сих пор действует на основании Временного положения 1992 года. По мнению экспертов, принятие закона поможет ФГИ эффективнее вести судебные разбирательства с недобросовестными инвесторами. Впрочем, депутаты считают, что закон о ФГИ, как и в 2005 году, будет ветирован президентом.
Верховная рада вчера рассмотрела во втором чтении проект закона #1190 «О Фонде государственного имущества», внесенного депутатами из фракции Социалистической партии Иваном Бокием и Иваном Сподаренко. За его принятие проголосовали 246 народных депутатов при необходимых 226. На сегодняшний день Фонд госимущества действует на основании «Временного положения об ФГИ», принятого постановлением ВР от 7 июня 1992 года.
Законопроект определяет ФГИ как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который реализует государственную политику в сфере приватизации госимущества и управляет объектами госсобственности. Проектом закона определяется структура ФГИ, порядок назначения и увольнения его руководства. Так, согласно документу, председатель ФГИ назначается Верховной радой по представлению премьер-министра, а увольняется парламентом, в том числе в случае признания неудовлетворительной работы Фонда по результатам ежегодного отчета о выполнении программы приватизации. Закон предусматривает, что срок полномочий председателя ФГИ составляет пять лет, при этом один человек не может быть назначен на эту должность более чем на два срока подряд. Заместители председателя ФГИ по его представлению назначаются и увольняются Кабмином.
По мнению авторов законопроекта, его принятие создаст «законодательную базу для осуществления украинскими органами приватизации государственной политики в сфере реформирования отношений собственности». В пояснительной записке к проекту закона его основной целью депутаты называют четкое определение статуса и правовых оснований деятельности ФГИ по вопросам, связанным с проведением приватизации госсобственности и управлением корпоративными правами государства.
Старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко говорит, что отсутствие закона об ФГИ мешало ведомству в судебных разбирательствах – например, в тяжбе с кипрской TMR Energy Ltd. Напомним, что по иску этой компании в 2004 году канадский суд арестовал украинский самолет АН-124 «Руслан». «Отсутствие закона, регулирующего деятельность ФГИ, было одним из оснований для принятия такого решения. Эту недоработку украинской законодательной системы очень активно использовали оппоненты ФГИ»,– отмечает господин Марченко. Кроме того, по словам юристов, отсутствие закона о ФГИ вызывает недоразумения и во время внутренних судебных разбирательств. «Очень часто у представителей ФГИ на судах возникают проблемы, если доверенности подписаны заместителями главы ФГИ, деятельность которых не урегулирована временным положением от 1992 года»,– говорит Роман Марченко.
В ФГИ вчерашнее решение парламента оценивают позитивно. «Принятие этого закона устранит все юридические недоразумения, которые очень часто мешают нашей работе, в том числе и при судебных разбирательствах»,– заявили в пресс-службе ФГИ со ссылкой на слова главы Фонда Валентины Семенюк. «Теперь у руководства ФГИ есть твердая почва под ногами»,– соглашается народный депутат Михаил Чечетов (Партия регионов), занимавший должность председателя ФГИ во время президентства Леонида Кучмы.
Парламент один раз уже принимал закон о ФГИ – в 2005 году. Однако он так и не вступил в силу, так как неоднократно ветировался президентом Виктором Ющенко. «Я уверен, что президент не будет его подписывать и на это раз»,– считает заместитель главы специальной парламентской комиссии по вопросам приватизации Александра Бондаря, не участвовавший во вчерашнем голосовании по политическим причинам.

Комментарии закрыты