Никаких средств на нанотехнологии государству не жалко, заявил Владимир Путин на совещании в Курчатовском институте.
Готова ли Россия манипулировать мельчайшими частицами и создавать материалы XXI века, выяснял обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.
Сказать, что нанометр — крайне малая величина, значит не сказать ничего. Эта единица измерения, которой оперируют на уровне атома, составляет одну миллиардную часть метра. Для сравнения — один атом настолько меньше теннисного мяча, насколько теннисный мяч меньше всего объема земного шара.
Микросхемы, где на одном чипе уже умещаются сотни миллионов транзисторов, уже не фантазия, а реальность. И это только лишь начало революционного научного процесса, в котором Россия намеревается сказать свое слово.
Курчатовский институт возвращает себе былую роль координатора проекта общенационального значения. В нелегкое послевоенное время государство не пожалело огромных денег на создание атомной бомбы. Сейчас тоже готово на немалые расходы, понимая, что за нанотехнологиями большое будущее.
Владимир Путин: «Это то направление деятельности, на которое государство не будет жалеть никаких средств. Вопрос только в том, чтобы эта работа была правильным образом организована, чтобы средства, которые будут запрашиваться на реализацию этой программы, эффективно расходовались и приносили ожидаемый результат».
Ученые изо всех сил стараются показать сферы применения и выгоды нанотехнологий. Специальная выставка развернута в Курчатовском институте именно с этой целью. Это и новое ядерное топливо с повышенным энерговыделением, и новые радиационно стойкие конструкционные материалы.
Щепотка нанопорошка способна изменить свойства десяти тонн металла, а полиэтилен с включением наночастиц может стать тверже стали. В России есть уже немало достижений в этой сфере.
Но речь идет о значительно большем. Под эгидой государства создается целая нанотехнологическая сеть. В настоящее время стартовые позиции России и других стран в области нанотехнологий примерно равные. Все еще фактически в самом начале. Главное сейчас — не ошибиться в стратегии и отладить финансирование.
Юрий Осипов, президент РАН: «Науке всегда денег мало. И в какой бы вы стране с учеными не заговорили по поводу финансирования, всегда скажут, что финансирование науки недостаточное. И у нас это, безусловно, так. Но в России этот показатель отличается в разы».
Евгений Велихов, президент российского научного центра «Курчатовский институт»: «Сейчас вопрос стоит не просто о нанотехнологиях. Речь идет о том, что сегодняшнее состояние развития экономики, энергетики, окружающей среды таково, что если мы не перейдем к нанотехнологиям в целом, то у нас нет шансов выжить на этой планете».

Комментарии закрыты