О чем молчали древние срубы
Корреспонденты отправились на раскопки. Входим в кремлевскую «калитку», что справа от Спасской башни, сворачиваем резко налево, спускаемся вниз по Боровицкому холму — это место, где находится Тайницкий сад, еще называется подолом. И… вот мы уже в XVI веке — он на глубине всего лишь шести с половиной метров на площади почти полгектара. Кажется, тут намного холоднее, чем в веке XXI, и мы начинаем кутаться в шарфы.
Здесь два раскопа: один побольше, другой поменьше. Всего в них обнаружено более 30 древних построек.
Сосновые срубы — бревно к бревну — поставили будто вчера: прочные ступеньки, крепкая деревянная бочка, печка, сложенная из красного кирпича… Бревенчатый поселок пересекает «новенький» бревенчатый же и тоже из сосны трубопровод — кстати, действующий! По нему талые воды с Боровицкого холма все эти века стекали в Москву-реку.
— То, что постройки так называемой «кремлевской окраины», те, что не пострадали от пожара, сохранились в идеальном виде, для нас самих оказалось большим сюрпризом, — делится с нами президент акционерного общества «Фром» Татьяна КОСТЮКОВА — именно эта фирма совместно с музеями Московского Кремля ведет археологические раскопки. — А все объясняется просто: под слоем земли была очень высокая влажность, и сюда совершенно не попадал кислород.
Старший научный сотрудник отдела археологии музеев Московского Кремля Дмитрий ОСИПОВ видит сенсацию в другом:
— Самое ценное — это информация, которую, я надеюсь, мы здесь почерпнем. Мы знаем историю Кремля XVI и XVII веков в основном по летописям, другим письменным источникам, которые касались вельмож — они жили на верху Боровицкого холма. А о тех, кто был внизу, известно очень мало. Теперь мы сможем представить себе и реальную жизнь средних слоев в Кремле, да и в Москве тоже.
— Что же это были за люди? — интересуемся мы.
— Не бедные, — поясняет Татьяна Костюкова. — У них в погребах хранилось много зерна, они носили хорошую кожаную обувь, ели из дорогой китайской посуды, женщины носили богатые украшения.
— Говоря по-современному, это были сотрудники кремлевской администрации? — спросили мы.
— Мы бы не стали проводить таких аналогий, — уклончиво заметили археологи.
Рядом с раскопами лежали несколько потертых ковровых дорожек.
— Неужели тоже из XVI века? — поразились мы.
— Нет, — сказала Костюкова. — Эти списанные ковры нам выдали в Кремле — мы складываем на них свои находки. И вообще археологам здесь здорово помогают — и ФСО России, и Управление делами президента.
Кстати, таких масштабных археологических раскопок, как сейчас, в Кремле еще ни разу не проводили. Выходит, не зря Владимир Путин за последние два года побывал на раскопках в Великом Новгороде, Старой Ладоге и в древнем Аркаиме под Челябинском…