В России уклоняться от армии можно будет и в школе.
В конце минувшей недели правительство РФ направило в Госдуму законопроект, который обещает существенно упростить жизнь двоечникам и прогульщикам. Согласно законопроекту, в школе теперь можно будет учиться до 20, а не до 18 лет, как это установлено сейчас. Кроме того, ученика, получившего по одному из предметов неудовлетворительную годовую оценку, можно не оставлять на второй год, а перевести в следующий класс условно. Учителя и директора школ уже успели окрестить законодательную инициативу абсурдной. Они опасаются, что школа превратится в инкубатор для неспособных учеников. Кроме того, законопроект подготовит почву для нового витка коррупции: в школе будут прятаться призывники.
Чиновники поясняют: все, чего они пытаются добиться, – это сделать школу, а точнее, старшие классы более доступными. Сегодня во многих школах патологически неуспевающих учеников просто отчисляют. Путь к знаниям должен быть открыт даже прогульщикам и лоботрясам, которые получат годовые «двойки», убеждены чиновники от образования. Законопроект предусматривает: получивших одну неудовлетворительную оценку можно будет переводить в следующий класс с пометкой «условно». Если же неудов у школьника больше двух, то его все равно можно перевести в следующий класс, но уже на заочное отделение. На худой конец неуспевающего ученика можно оставить на второй год. Причем школьникам даются аж три попытки освоить программу старших классов. В школе теперь можно учиться не до 18, а до 20 лет.
74Судя по всему, законопроект – это еще один шаг к обязательному 11-летнему образованию, к проекту, который активно продвигает сейчас Минобрнауки. Напомним, сегодня только 9 классов школьники должны закончить обязательно. «У чиновников своя, чисто бытовая логика. Раньше ребенок, который не мог или не хотел учиться в старших классах, уходил в ПТУ, – заявил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Сегодня система среднего профессионального образования полностью развалена. Сотни колледжей закрыты, а те, что остались, не пользуются популярностью у подростков. Дети, покинувшие школу после 9-го класса, просто шатаются по улицам, идут в криминальный бизнес. Значит, рассуждают наши чиновники, детей нужно где-то запереть. А почему не в школе?»
Логика действительно есть, но, увы, ошибочная. Школа рискует превратиться в инкубатор для отстающих детей, которые и сами не учатся, и другим мешают. «Если переводить двоечника из класса в класс под грифом «условно», то, скорее всего, у него останутся пробелы в знаниях, которые потом уже нельзя будет восполнить», – пояснила «НИ» директор школы № 1253 Нина Кудрявцева. «Подростки-лоботрясы не должны учиться с ребятами на два-три года младше их. Для детей такая разница в возрасте огромна. Старшие уже курят и знают, почему им нравятся девочки, а младшие еще в паровозики играют. Их общение может серьезно повредить образовательному процессу», – убежден Сергей Комков.
Зачем насильно вбивать знания в голову тем, кто не способен к науке или, еще хуже, вообще не хочет учиться? – удивляются педагоги. «Лично я вообще не понимаю, кому нужны эти поправки? – заявил «НИ» генеральный директор НПО «Школа самоопределения» Александр Тубельский. – Ребенку, который и в 16 лет не хочет учиться? Или учителям? Или родителям? Кто в 20 лет будет следить за тем, чтобы ученик ходил в школу? Что будут преподавать в школе детям, которым 20 лет? Необходимо полностью менять подход. А на это нет ни средств, ни времени».
На вопрос, кому это нужно, есть четкий, но довольно неожиданный ответ – призывникам. Дело в том, что вместе с законопроектом в Госдуму внесены и поправки к закону «О воинской обязанности», в соответствии с которыми школьник, достигший призывного возраста, может получить отсрочку. Стоит ли говорить, что подростки, готовые отдать что угодно, лишь бы избежать армии, тут же побегут к директорам школ «договариваться» об отсрочке. «В итоге все это сведется к банальному взяточничеству, – убежден г-н Комков. – Призывники будут платить директорам, чтобы их зачислили в 11-й класс. При этом учиться, конечно, никто не будет. Поймать за руку ведь невозможно. Наша школьная программа допускает заочное обучение. Более того, можно и вовсе не платить, а целенаправленно получать двойки и сидеть в старших классах по два года».
Решить проблему досуга подростков, сделавших выбор не в пользу школы, можно совершенно другими методами, убеждены эксперты. «Нужно возродить систему среднего профессионального образования. Дайте денег на восстановление ПТУ и колледжей, поднимите престиж профессии фрезеровщика и слесаря, и вопрос будет снят», – заключил Сергей Комков.
ДАРЬЯ ОКУНЕВА, КАРИНА НАРАЕВСКАЯ
«Новые известия»