В целях усиления энергетической безопасности Евросоюз должен покупать газ напрямую у Туркмении без участия России.
А использовать для этого — Транскаспийский газопровод, который будет введен в эксплуатацию в 2008 году, и заработавший на днях Южнокавказский газопровод (Баку–Тбилиси–Эрзерум).
Такой совет Старому Свету дал находящийся с визитом в Брюсселе заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. По его словам, покупка газа напрямую у Туркмении, а не через Россию, будет способствовать усилению энергетической безопасности ЕС. «Европейские нации приглашаются заключить пакт и войти в кооперацию с Туркменией. В результате, по моему мнению, можно будет говорить о возникновении новой группы интересов. Если газ покупать напрямую, то от этого выиграет не только Туркмения, но и Европа, поскольку получит дополнительный источник энергии», – заявил Азимов журналистам по итогам встречи с европейскими официальными лицами.
Россия – реакции нет
В МИД России и «Газпроме» заявление азербайджанского дипломата комментировать отказались. Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов ограничился напоминанием о существовании 25-летнего контракта с Туркменией на закупку газа и договоренности о строительстве нового экспортного прикаспийского трубопровода, который проложат параллельно ныне действующему. Однако этот договор вряд ли будет нарушен Ашхабадом. Туркмения в зарождающейся экспортной схеме вполне может использовать газ с месторождения «Южный Иолотань», к которому «Газпром» в период правления Сапармурата Ниязова относился с неким подозрением, считая обнародованные туркменской стороной данные завышенными и нуждающимися в серьезном изучении и уточнении. Ашхабад же времени даром не терял и, столкнувшись с индифферентным отношением российской стороны, согласно различным источникам, провел по «Южному Иолотаню» предметные переговоры с Германией и Китаем.
Скандальному заявлению Азимова предшествовало несколько знаковых событий. Первое: сегодня в Вашингтоне госсекретарь Кондолиза Райс и находящийся там по ее приглашению министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров подписали «Меморандум о взаимопонимании по энергетическому сотрудничеству между США и Азербайджаном». Документ свидетельствует: Вашингтон видит в Баку исключительного союзника в регионе.
Второе: на днях состоялся телефонный разговор президентов Азербайджана и Туркмении Ильхама Алиева и Гурбангулы Бердымухаммедова. Противоречий, из-за которых в эпоху президентства Ниязова один за другим проваливались глобальные проекты, много. Новый глава Туркмении, хоть и обещал следовать курсу Сердара, тем не менее продемонстрировал: страна будет меняться. Так что заявление Араза Азимова не могло прозвучать без ведома Ашхабада.
Третье: до телефонной беседы Алиева и Бердымухаммедова в Ашхабаде прошло консультативное заседание экспертов в рамках программы INOGATE Европейского союза по обеспечению безопасности газопроводов на Южном Кавказе и в Туркмении. На заседании рассматривались именно перспективы транзита туркменского газа в Европу через Азербайджан. Более того, был представлен полуторагодичный проект с бюджетом 1,7 млн. евро – в его рамках будет подготовлено обоснование транспортировки туркменского газа в Европу через Азербайджан и Грузию в обход России. Подрядчиком проекта, по сообщению агентства «Финэко», выступает консорциум, в составе которого MottMcDonald Ltd (Великобритания), Kantor Management Consultants, KLC Law Firm (две последние – Греция), обеспечивающий также юридические аспекты проекта. А азербайджанская компания ASPI Consulting Engineers осуществит координацию действий правительств стран.
Четвертое: брюссельская рекомендация Азимова по времени совпала с заявлением вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Эльшада Насирова, подтвердившим, что Баку не собирается восстанавливать энергетическое сотрудничество с Москвой. «Во втором квартале 2007 года мы не возобновим транспортировку нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск», – заявил Насиров. Экспорт нефти был приостановлен после того, как «Газпром» повысил стоимость поставляемого в Азербайджан голубого топлива до 235 долл. за тысячу кубометров. Баку от дорогого газа отказался, а взамен прекратил прокачку нефти по российской территории, объяснив это нехваткой сырья для своих оперативно перепрофилированных с газа на мазут ТЭЦ.
Известный бакинский политолог Расим Мусабеков считает, что заявление Араза Азимова свидетельствует: Азербайджан не собирается ограничиваться только ролью страны-поставщика, но готов нести и очень серьезные транзитные функции. «Западу предложена очередная модель диверсификации энергетических источников. Но при этом значение сказанного не стоит преувеличивать – трубы пока нет, а будет ли она – неизвестно», – заявил Мусабеков «НГ». На вопрос нашего издания, можно ли по сути своей направленное против России заявление замминистра иностранных дел расценивать как то, что глава МИДа Эльмар Мамедъяров в ходе визита в Вашингтон подписал не только упомянутый Меморандум по энергетике, но и заручился поддержкой США в решении карабахской проблемы, Мусабеков ответил: «Я бы не стал рассматривать заявление Араза Азимова как антироссийское. Запад прекрасно понимает необходимость решения карабахской проблемы, но у нас пока нет осязаемых результатов. Конечно же, азербайджанская дипломатия делает все возможное для достижения цели».
Карабахский фактор
Руководитель ереванского Центра по глобализации и сотрудничеству Степан Григорян считает, что мировое сообщество устало от безрезультатности процесса. «Очевидно, работа по решению проблемы будет существенно усилена. Сегодня в Ереван прибывает спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Сэмнеби», – сказал Григорян «НГ».
Под словами «существенно усилена», очевидно, следует понимать, что давление на Ереван будет ужесточаться. Как поговаривают в кулуарах, Сэмнеби постарается встретиться с президентом Робертом Кочаряном, чего неделей раньше не удалось председателю Парламентской ассамблеи ОБСЕ Горану Ленмаркеру. А ведь именно ОБСЕ патронирует вялотекущие армяно-азербайджанские переговоры по Карабаху.
В Армении не могли остаться не услышанными слова Ильхама Алиева на встрече с общественностью Баку в связи с праздником Навруз. «Высокий уровень боеспособности азербайджанской армии и высокие темпы экономического развития страны не оставляют сомнения в скором решении карабахского конфликта в интересах страны. С течением времени позиция Азербайджана все более укрепляется за счет успешного развития страны, а также усиления поддержки все большего числа стран и организаций», – уверен он. Но в Ереване в эти дни предпочли говорить о другом. В частности, министр иностранных дел Вардан Осканян на встрече с журналистами отметил, что протест армянской стороны по поводу доклада Госдепа США по правам человека, где в отношении Нагорного Карабаха и подконтрольных территорий употреблен термин «оккупированные территории», был воспринят, и, вероятно, стоит ожидать либо опровержений Вашингтона в письменной форме, либо соответствующего исправления на официальном веб-сайте Госдепа. «Власти слабо реагируют на вызовы. Надо понять, что с США шутить не стоит», – заявил Степан Григорян.
Фактор президента
И все-таки заявление азербайджанского замминистра выглядит абсолютной неожиданностью. До сих пор Ильхам Алиев подчеркнуто демонстрировал свою человеческую и политическую лояльность Кремлю. Выпад по теме, которая стала самой чувствительной в отношениях России и Запада со времен газовой войны с Украиной, нельзя оставить без внимания. Если это демонстрация того, что, как ни крути, Владимир Путин превращается в «хромую утку» международной политики, и это понимают даже самые дружески настроенные лидеры соседних стран, то необходимо подключать к данной теме потенциальных преемников. В противном случае за предстоящий год в угоду американцам и европейцам соседи могут наговорить столько, что не разгрести за целый президентский цикл. А нам это невыгодно: есть много других актуальных проблем.