Отныне США будут лучше растолковывать свои намерения России
В Вашингтоне 9 марта состоятся консультации представителей военных ведомств России и США. Созданная год назад так называемая группа высокого уровня «Мазуркевич–Эдельман» обсудит проблемы региональной и глобальной стабильности, в первую очередь вызвавшие особую тревогу в Европе планы Вашингтона по размещению в Польше и Чехии элементов американской противоракетной обороны (ПРО). Консультации вписываются в рамки диалога между Россией и США по военно-политическим вопросам, активизировавшегося после выступления президента РФ Владимира Путина в Мюнхене 10 февраля с.г.
По утверждению газеты «Нью-Йорк таймс», «администрация Буша приняла решение чаще и более активно контактировать с Россией в условиях, когда руководство в Москве жестко критикует американскую политику, а ряд ученых считают, что США недостаточно занимались поддержанием важных отношений». Так, США не смогли оперативно и четко ответить на российские озабоченности по поводу планов размещения элементов американской ПРО в странах Восточной Европы. В Кремле и среди населения России возникло разочарование по поводу того, что в постсоветский период «российское руководство пошло во многом навстречу интересам Вашингтона, а США не ответили взаимностью».
Ныне высокопоставленные официальные лица в Вашингтоне высказывают намерение чаще вести «приватные обсуждения» с российскими лидерами и этим показать свое внимание к России. «Это не означает, что будут приняты любые возражения или озабоченности или что они получат что-то вроде права вето на нашу программу, когда руководство в Москве жестко критикует американскую политику, а ряд ученых считают, что США недостаточно занимались поддержанием важных отношений». Так, США не смогли оперативно и четко ответить на российские озабоченности по поводу планов размещения элементов американской ПРО в странах Восточной Европы. В Кремле и среди населения России возникло разочарование по поводу того, что в постсоветский период «российское руководство пошло во многом навстречу интересам Вашингтона, а США не ответили взаимностью».
Ныне высокопоставленные официальные лица в Вашингтоне высказывают намерение чаще вести «приватные обсуждения» с российскими лидерами и этим показать свое внимание к России. «Это не означает, что будут приняты любые возражения или озабоченности или что они получат что-то вроде права вето на нашу программу, – заявил по этому поводу высокопоставленный представитель администрации. – Это значит, что мы – Россия и США – готовы вести реальный диалог и в ходе него ответить на заинтересованности и озабоченности обеих сторон».
Под общими заинтересованностями двух стран в Вашингтоне понимают прекращение ядерных программ Ирана и Северной Кореи, сотрудничество в борьбе против терроризма и наркотрафика и в «создании противоракетной обороны». Последнее якобы может заинтересовать Россию, так как она находится в зоне удара со стороны Ирана и Северной Кореи. Американцы считают, что способны противопоставить убедительные аргументы российской критике. Но при этом «российские угрозы не смогут остановить планы Вашингтона разместить элементы ПРО в Польше и Чехии или снизить поддержку расширения НАТО со стороны Вашингтона».
Примерами «активного диалога» стали беседы, состоявшиеся 21–22 февраля в Берлине между госсекретарем США Кондолизой Райс и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, а также визит в Москву в эти же сроки помощника президента США по национальной безопасности Стивена Хэдли. Райс заранее поинтересовалась готовностью России к принятию новой резолюции СБ ООН по Ирану, а Хэдли не только обсуждал в Москве проблему ПРО, но и по своей инициативе изложил планы США по созданию нового поколения ядерных боеголовок.
Более подробному прояснению технических деталей, касающихся ПРО, послужат контакты между военными ведомствами РФ и США. В рамки этих контактов и вписываются предстоящие консультации в Вашингтоне. В них примет участие военная делегация РФ во главе с начальником Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковником Анатолием Мазуркевичем, а со стороны США – высшие чины Пентагона во главе с заместителем министра обороны США по вопросам политики Эриком Эдельманом.
Из кругов Министерства обороны РФ стало известно, что делегация России намерена обратить внимание партнеров на то, что размещение на Европейском континенте позиционного района глобальной ПРО означает придание передовым группировкам ВС США в Европе стратегических компонентов, которых до сих пор у них не было.
«Заявленный на данный момент состав группировки глобальной ПРО США в Европе (один радар в Чехии и 10 противоракет в Польше), конечно, не несет реальной военной угрозы России. Но мы не строим иллюзий, что все ограничится только этими объектами, и не исключаем запуска процесса расползания компонентов американской ПРО по другим странам Европы и даже по другим регионам мира, – заявил агентству ИТАР-ТАСС неназванный по имени сотрудник Минобороны РФ.
По его словам, «если США действительно предпримут новые шаги по нивелированию нашего ядерного потенциала сдерживания, то Москве не останется ничего другого, как выйти в одностороннем порядке из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности».