Очень уязвимо биологическое равновесие Черного моря, тем более, что его нарушают «чужестранные захватчики». К примеру, привычный сейчас рапан родом из Японского моря, а многие медузы — аж из Карибского бассейна.
Поэтическое наименование Одессы – «жемчужина у моря» — сразу же и совершенно четко определяет приоритеты нашего региона. С морем связаны перспективы города и в курортном и в хозяйственном направлении. В общем, как ни крути – перефразируя еврейскую поговорку, «море — это наше все». А потому, без преувеличения, можно сказать, что не только настоящее Одесщины, но и ее будущее в немалой степени зависит от того, в каком состоянии находится экосистема бассейна Черного моря.
Разнообразными исследованиями в акватории Черного и Азовского морей и на их побережье занимается немало специализированных учреждений, в том числе и Украинский научный центр экологии моря. Ему принадлежат более сотни исследовательских станций, контролирующих качество и состав морской воды, морской флоры и фауны и регулярно фиксирующих множество других параметров.
Если не вдаваться в научную терминологию, то большинство процессов, характерных для любого водного бассейна, можно отнести к двум основным группам. Первую условно можно назвать «гидрохимической»: наличие тех или иных химических соединений в воде, их концентрация, влияние на них различных факторов. Например, в конце прошлого века промышленные стоки изрядно загрязнили акваторию, исчезло немало видов рыб и других живых организмов. Но сейчас, как говорят специалисты, вода становится чище, возвращаются морской конек, ставрида и другие виды, которых в наших краях не видели более 20 лет. К сожалению, о полной реабилитации речь пока не идет: вместо крупных видов рыб появляются мелкие, да и тех пока не очень много. Но это еще, как говорится, цветочки. Гораздо более уязвимо биологическое равновесие Черноморья. Во-первых его нарушают чужестранные захватчики. К примеру, привычный сейчас рапан родом из Японского моря, а многие медузы вообще из Карибского.
«Было и такое, что в наше море попала хищная медуза гребневик мнемиопсис, и начал есть все подряд. Заговорили даже о полной катастрофе, но в море появился другой хищник – берроя, который начал есть этого мнемиопсиса, и постепенно статус-кво восстановился», — говорит заведующий отделом аналитических исследований Украинского научного центра экологии моря Юрий Деньга.
Во-вторых, на состояние моря в немалой степени влияет и «секретное оружие» всей планеты в целом – климатическая нестабильность. Гидробиологи оперируют термином «эфтерофикация». Проще говоря, заморы рыбы на шельфе, ежегодно происходящие в конце лета, напрямую зависят от того, насколько суровой была предыдущая зима. Чем холоднее зима, тем меньше рыбы погибнет летом. Объясняется это просто – зимние штормы активно перемешивают поверхностные и придонные слои воды, сохраняя таким образом необходимый химико-биологический баланс.
Остается добавить лишь одно: прибрежная морская флора зацвела – и это в январе (!) — вместо апреля. А без зимнего прилива к берегу свежей воды избыток биомассы и продуктов ее распада, по расчетам гидробиологов, спровоцирует потом массовую гибель рыбы.

Комментарии закрыты