В СССР 29 октября, День рождения комсомола, был одной из самых почитаемых дат. Трудно найти в истории страны другую, более массовую и столь влияющую на умы молодежи организацию.
Сегодня, когда уже нет той страны, которая занимала 1/6 часть суши, на комсомол вылили немало грязи. Безусловно, идеализировать комсомол не нужно, в нем было как немало проходимцев, так и тех, для кого важна была не должность, а дело, которым они занимались. Были тысячи и миллионы тех, кто не гнался за орденами и похвалами от старших партийных товарищей, а работал с мыслью и желанием сделать жизнь лучше…
Лидия Всеволодовна Гладкая, родившаяся не только в один год, но и в один день с комсомолом, в последние годы старается не смотреть телевизор: неприятно слушать, в каком свете преподается то, во что с энтузиазмом и удовольствием вкладывались годы жизни: 10 лет – в комсомол и еще 15 — в партию. Причем только в комсомоле это был путь от комсорга вуза до секретаря ЦК Украины.
Для тех, кто не знает, что это была за работа, пример одного дня секретаря обкома комсомола, взятый из письма нашей героини к мужу: на прием приходят директор Украинского театра, еврейский писатель, делегация студентов технического училища, а на закуску – 10 класс одной из женских школ, в полном составе.
Лидия ГЛАДКАЯ, комсомолка со стажем: — Пришли по душам поговорить, по своей инициативе. И был такой разговор: достоин ли каждый человек ненависти; а как быть с родителями, когда они тебя не понимают?.. В общем, такие вопросы задавали, которые можно по душам обсуждать. Они понимали, что в этой организации со мной можно поговорить. Не было «перегородки».
Впрочем, это не самое необычное комсомольское задание, по сравнению с необходимостью писать пятиактные пьесы — работа для комсорга сельской школы в период войны. Тогда Гладкой приходилось, рискуя репутацией, еще и брать на себя роли шпионов…
Лидию Всеволодовну наверняка с теплом вспоминают и члены первой одесской КВНовской команды: чтобы отправить их на игры в Москву, пришлось выписать командировку для «выполнения особого задания», а для организации репетиций и костюмов, выдать веселых и находчивых одновременно за легкоатлетическую команду и акапельный мужской хор. Впрочем, шутки – шутками, а именно такой работой, по словам Гладкой, и завоевывалось уважение.
Лидия ГЛАДКАЯ, комсомолка со стажем: — Потому что у нас авторитет был свой. Ведь, когда ты на партийную работу попадаешь, у тебя на первый план выходят все должности, а там соответствуешь ты этой должности или нет, ты должен сам к ней подтягиваться. Кто-то подтянулся, кто-то нет. А в комсомоле авторитет должности какой? Нулевой! А значит, твой авторитет зависит только от твоей личности.
Никакая должность не делает человека умнее, вранье может привести, к тому, что сам исчезнешь, останется лишь кресло, которое ты занимал – болезненные уроки, вынесенные Лидией Гладкой из работы в комсомоле, о которой она не жалеет, и жалеть не собирается.
Лидия ГЛАДКАЯ, комсомолка со стажем: — Иногда бывает такое: когда окунешься в это современное болото, думаешь, куда я свою жизнь потратила, могла бы защитить докторскую диссертацию, преподавать в вузе тихенько. А потом думаю: нет, все-таки не зря, потому что комсомол мне дал уроки очень большие, жизненные, благодаря которым можно остаться человеком…