«Сообщество демократического выбора: современное состояние и перспективы развития» — тема круглого стола, участником которого стали ученые, эксперты и дипломаты.
Круглый стол инициирован Национальным институтом стратегических исследований. В заседании, помимо ученых и экспертов, приняли участие представители консульств Румынии, Грузии и России.
Что же такое вообще – демократический выбор? Панацея от кризисных явлений или порождение западной цивилизации? Ответам на эти вопросы был посвящен доклад политолога Василия Попкова. По его мнению, именно сейчас настал момент объединения двух начал: Востока, колыбели всех религий, и Запада, источника всех политических идеологий. Причем, в процессе единения не стоит выяснять, кто должен сделать первый шаг.
Василий ПОПКОВ, профессор кафедры политологии Института социальных наук ОНУ: — Я думаю, это тот процесс, который не предполагает какой-то очередности. Суть заключается в том, что нам необходимо менять полностью свой менталитет, менять те линейные диалоги, которые над нами господствуют — достижение светлого будущего или еще чего-то… Перед лицом всех тех потрясений, которые возможны, если мы будем к ним так равнодушно относиться, я думаю, и сам вопрос – кто первый, кто последний, уже не будет стоять. Все мы окажемся последними
Свое мнение о проблемах политической и экономической трансформации стран Центрально-Восточной Европы высказал профессор-геополитик Владимир Дергачев. Он сравнил процессы, проходящие в этих государствах, с цунами – по их стихийности и масштабности. К сожалению, по мнению Владимира Дергачева, главным «достижением» так называемых демократических преобразований в нашей стране стали теневые социальные отношения, пред которыми теневая экономика – просто детский лепет. И давно пора признать, что мы ни на йоту не продвинулись на пути в европейское сообщество, куда так стремимся.
Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, доктор географических наук: — Основа западноевропейской цивилизации – это союз производительного капитала и интеллекта. Именно этого союза не произошло ни в России, ни в Украине, ни, тем более, в Беларуси. При создании криминально-коррумпированной демократии и в России, и в Украине, интеллект оказался не то что не востребован, а не нужен.
Самое непосредственное отношение к Сообществу демократического выбора имеет Балто-Черноморского партнерство. Эта идея родилась еще в начале 90-х, но реальные очертания приобрела лишь несколько лет назад, объединив Украину, Грузию, Литву, Эстонию, Латвию, Румынию, Молдову, Словению и Македонию. Таким образом состоялась институциализация геоэкономического и геополитического сотрудничества. Что интересно: некоторые страны восприняли подобную организацию, что называется, «в штыки».
Людмила РАССОХА, научный сотрудник отдела проблем черноморского и ближневосточного сотрудничества НИСИ: — Особливо привертає увагу рішення Туреччини не брати участь в установчому форумі. Таку позицію можна пояснити тим, що уряд цієї країни задовольняє співпраця суто в економічній сфері в Організації чорноморського співробітництва та лідерство в цій організації. Що ж до Москви, то там керівництво вважає, що ніхто, окрім Росії, не може бути координатором Балто-Чорноморського співробітництва.