Нынешний год работники биологической станции одесского университета имени Мечникова называют абсурдным: им не разрешают выходить на лодках в море.
Бюрократическая машина требует от ученых немыслимого количества справок и оборудования, которое и не снилось университетским преподавателям…
Непосвященным может показаться, что жизнь одесских гидробиологов на университетской станции протекает беззаботно. Студенты и ученые берут пробы воды, изучают морское дно… Но все это не простое любопытство: исследования позволяют делать важные выводы.
Олег КОВТУН, директор гидробиологической станции университета им. Мечникова: «Вот мы сейчас на себе ощущает те глобальные изменения климата, которые происходят на планете».
Дело вот в чем: из-за потепления в Одессе стал доминировать северо-восточный ветер, хотя раньше царствовал просто северный. Это значит, что чаще дует от берега, теплая вода уходит в открытое море, а с глубин поднимается холодная.
Олег КОВТУН, директор гидробиологической станции университета им. Мечникова: «Чистая, прозрачная, на вид красивая вода, но она без кислорода, в ней может присутствовать сероводород. На прошлой неделе был очень сильный замор, я наблюдал по одной дохлой рыбе на квадратный метр».
2-3 раза в неделю одесским гидробиологам необходимо выезжать в море – вести научные наблюдения, которые невозможно сделать с берега. Для этого необходима лодка и причал. Все это на биостанции есть, но инспекция судоходного надзора при Департаменте морского транспорта в этом году не выдала разрешение на открытие причала. А без него спускать лодку на воду считается преступлением.
Новый приказ от Министерства транспорта выдвигает десятки требований к хозяевам причала. Пристань нужно оснастить сложными гидротехническими сооружениями, телефоном, а еще — получить море справок, разрешений. Знающие люди понимают, что все это не так просто. От маленького университетского причала требуют такого же оснащения, как и от его крупных собратьев. О дифференцированном подходе в Киеве, видимо не слыхали. Или о том, что причал – это не обязательно яхт-клуб или лодочная станция.
Олег КОВТУН, директор гидробиологической станции университета им. Мечникова: «Однозначно должен быть дифференцированный подход, по-другому просто быть не может. Клерки просто тупо выполняют сейчас приказы, которые сделаны для огромных причалов, яхт-клубов. То есть Морвокзал точно так же открывает причал, как мы. Абсурднейшая ситуация!».
Наш вывод – бюрократическими проволоками инспекция судоходного надзора перекрывает кислород современной науке. Для ученых чиновники из строгих кабинетов могли бы сделать исключение и смягчить требования.
Елена Семинская, Вести Одесса.