Скандал вокруг музея Западного и Восточного искусства. Сюда прибыли ревизоры, чтобы проверить техническое состояние дворца. А музейщики решили, что у них хотят отобрать здание.
4 июля в нашу редакцию позвонил директор Музея Западного и Восточного искусства Виктор Никифоров с просьбой прислать съемочную группу. Его сотрудники вышли на улицу с требованием к властям обратить внимание на музей — памятник истории и архитектуры, который находится в плачевном состоянии.

Кроме того, в последнее время по городу поползли слухи о том, что кто-то вынашивает планы приватизации этого здания. На встречу с музейными работниками пришли начальники управлений культуры и охраны недвижимых объектов культурного наследия обладминистрации Юрий Кузнецов и Наталья Штербуль.

Юрий КУЗНЕЦОВ, начальник управления культуры и туризма облгосадминистрации: «Я сегодня услышал страшные вещи, что кто-то уже положил глаз на музей. Да, безусловно, мы имеем право так думать. Такие слухи имеют право на жизнь. У нас можно все, или почти все. Может произойти невероятное. Но я вас уверяю: за такие вот вещи мы все встанем одной стеной! И такие вещи не могут быть, мне кажется, что это сейчас надуманно. Хотя… все может быть».

Одесский музей Западного и Восточного искусства – явление европейского уровня, говорят специалисты. Он хорошо известен в мире не только благодаря своей уникальной коллекции, но и зданию, в котором расположен. Сотрудники музея делают все возможное, чтобы сохранить экспонаты и по мере возможности приумножать. О том, что одно из самых красивых в городе зданий на углу улиц Пушкинской и Греческой находится в плачевном состоянии, знает каждый одессит.

Несколько лет назад здесь начался ремонт. Был укреплен фундамент, под него подведено 300 свай. Однако реставрационные работы были приостановлены. Причина, как всегда, банальна — отсутствие средств. Тем не менее, музей продолжает принимать посетителей, все экспозиционные залы открыты, проводятся экскурсии и лекции.

Виктор НИКИФОРОВ, директор Музея Западного и Восточного искусства: «Мне как директору музея и нашим сотрудникам уже просто надоело слушать нарекания одесситов, гостей нашего города: что происходит с музеем? Что делается со зданием, просто нам стыдно, потому что претензии все приходят к нам».

Музей — не коммерческая организация, — говорит директор. И вырученных от продажи билетов средств, естественно, не хватает даже на мелкие расходы, не говоря уже о реставрационных работах.

Виктор НИКИФОРОВ, директор Музея Западного и Восточного искусства: «Гельт мах аллес! Деньги делают все! Но где деньги на культуру?! Мы все гордимся нашей культурой, мы все гордимся нашими коллекциями, нашими музеями, нашими филармониями, театрами, гордимся, но где деньги?»

Действующее законодательство четко оговаривает: здания, в которых располагаются такие учреждения, приватизации и отчуждению не подлежат. И, тем не менее, директор музея боится возможной приватизации.

Чиновники из облгосадминистрации успокаивают — на историческую часть Одессы в этом году из госбюджета в виде субвенции выделено 27 миллионов гривен. По предложению облгосадминистрации исполком горсовета включил музей в перечень объектов, ремонт которых должен быть профинансирован именно в этом году. В первую очередь будут приведены в порядок кровля и фасад здания. По словам специалистов, дело затянулось из-за того, что порядок расходования субвенции исполком горсовета утвердил лишь два месяца назад.

Наталья ШТЕРБУЛЬ, начальник управления охраны недвижимых объектов культурного наследия облгосадминситарции: «Наверное, не нужно лукавить, эта акция вызвана тем, что сегодня идет плановая проверка управления охраны труда. Люди делают свою работу. Все одесситы знают, что в основном учреждения культуры находятся в зданиях памятников, и ни для кого не секрет, что проблема технического состояния памятников сегодня острая, и, к сожалению, не только для этого музея».

К сожалению, говорит Наталья Штербуль, объекты культурного наследия достаточно часто становятся еще и объектами политической спекуляции. По ее мнению, сегодняшняя проблема с музеем надуманна: «Вопрос о том, что музей не будет приватизироваться, решен еще в 2002 году, есть решение сессии областного совета по этому вопросу. Закрытие музея никоим образом не планируется, это тоже вопрос решенный.

Если бы у нас была документация полная и полное финансирование, мы могли бы закрыть на полтора года, например, и выполнить весь объем работ. Но, к большому сожалению, из-за скудности финансирования мы вынуждены все время подставлять руки, или, как говорят, подкручивать тарелочки, чтобы выполнять первоочередные противоаварийные работы. И не давать зданию дальше разрушаться».

Елена Мазур, Вести Плюс.

Комментарии закрыты