Одессит Борис Шевченко — один из тех, кто сражался за Родину. И каждое сражение сегодня, шесть десятилетий спустя, помнит до мельчайших подробностей…
«Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее», — считал Уинстон Черчилль. Обращаясь к истории, выискивая истинные причины Второй мировой войны, рассматривая те или иные варианты развития события, не забываем ли мы во время этих изысканий о тех, кому неведомы были сомнения в тот момент, когда промедление действительно было смерти подобно? Они сражались за Родину. И каждое сражение и сегодня помнят до мельчайших подробностей…
«Я вырос на Пересыпи», — так Борис Алексеевич Шевченко начинает рассказ о себе. 13-летним мальчишкой он пришел на завод Октябрьской революции и успел проработать там пять лет до призыва в армию. На флот Борис Алексеевич попал ровно за год до начала Великой Отечественной. Предполагал ли он тогда, что войны не миновать? Говорит, что да. Чтобы там не рассказывали сейчас, а страна к войне готовилась. Вспоминает, например, как на родном заводе, выпускавшем сельскохозяйственные машины, изготовляли и мины… Дыхание войны Борис Алексеевич почувствовал еще накануне 22 июня. После завершения учений он и его товарищи уже готовились сойти на берег в родной Одессе. Но в последнюю минуту вместо увольнительной их вновь отправили на учения в Севастополь. Там-то они и узнали о начале войны.
Борис Шевченко служил на том самом крейсере «Красный Кавказ», который за участие в обороне Одессы первым среди кораблей военно-морского флота был удостоен звания гвардейского. 60 лет миновало, а в памяти — мельчайшие подробности операции по высадке Григорьевского десанта. С горечью и болью вспоминает ветеран и оборону Севастополя. Макет ставшего родным за годы службы крейсера сегодня – одна из достопримечательностей квартиры семьи Шевченко. Глядя на копию этого военного корабля, Борис Алексеевич вспоминает 9 мая 1945 года – эту дату он встретил в Грузии, в городе Поти. Говорит, что радости, сравнимой с радостью того далекого уже дня не было и быть не может!
В 1947 году Борис Алексеевич вернулся в Одессу, встретил тут свою будущую жену Марию Федоровну. Вернулся он и на родной завод сельхозмашин, где работает до сих пор, несмотря на преклонный возраст. Прощаясь с нами, Борис Алексеевич сказал: «Приходите еще, я столько не успел рассказать»…
Любовь Леонидова, Вести Плюс.