Скорее всего, в нынешнем году украинцев ожидает государственная реформа жилищно-коммунального хозяйства. Пока ясно одно: повышения тарифов в два, а то и в три раза не избежать…
Как сообщил начальник одесского городского управления ЖКХ Николай Рубля, концепция представляет собой пока лишь планы и наработки. Ни профильное министерство, ни Кабмин программу ещё не утверждали. Но ясно, что повышения тарифов в два, а то и в три раза украинцам не избежать. У одесситов уже есть иммунитет — боделановскую реформу ЖКХ они пережили…
Разработка дифференцированных тарифов, типовые договоры с перечнем 26-ти услуг, образование ДЕЗов как контролирующих органов, ликвидация ЖЭКов и привлечение частных фирм в отрасль ЖКХ. Так схематично выглядит одесский вариант реформы жилищно-коммунального хозяйства, начатый в 2003-м году. Тогдашнее руководство города не без гордости заявляло, что, в принципе, полезло «поперед батька в пекло» со своим пилотным проектом реформы. Ни законодательных актов, ни особой поддержки государства тогда не наблюдалось. А одесситы, обескураженные потоком жилищно-коммунальных нововведений, так и не вникли во все тонкости и нюансы. Один из отцов реформы Валерий Матковский, вспоминая лавину критики, говорит, что пытаться первыми решать проблемы ЖКХ — всё равно, что «ходить по минному полю, когда у тебя в руках граната с выдернутой чекой». И, тем не менее, он уверен, что нынешнее руководство Одессы, хотя и отказалось от продолжения реформы, никуда от преобразований не денется. Это всего лишь вопрос упущенного времени.
После возврата системы на круги своя, из 60-ти частных предприятий, созданных в период реформирования, сегодня на рынке остались 9. Остальные вернулись в ЖЭКовский статус. Причем, не совсем понятно, как эти данные расценивать. Стакан наполовину пуст или наполовину полон? То ли массовый возврат в ЖЭКи действительно означает, что рынок ЖКХ не выгоден, то ли оставшиеся 9 частников доказывают, что обслуживание домов и при этих тарифах всё же может быть бизнесом. У нынешнего и экс-начальников управления точки зрения, естественно, разнятся.
Николай Рубля, начальник городского управления ЖКХ, уверен: «Частный бизнес должне прийти в эту структуру — это однозначно! Только не так, как это делалось — из-под палки, когда наши ЖЭКи вдруг стали частными предприятими».
В свою очередь Валерий Матковский, экс- начальник городского управления ЖКХ, настроен не менее однозначно: «Тогда появилась конкуренция. Вы вспомните суды, когда ЧП судились за то, что им не предоставляли тот или иной объем работы… Люди смотрели чуть вперед. А теперь господин Рубля загнал их действительно назад в колхоз».
В отличие от боделановской команды, команда Гурвица в бой не рвется. Решено переждать и услышать мнение государства. А оно не то чтобы заговорило, а так — заикнулось о предстоящем реформировании. В марте месяце состоялось совещание с участием Виктора Ющенко, на котором рассмотрели предварительную программу реформы ЖКХ. Она предусматривает и формирование рыночных отношений, и новую методику расчета тарифов, и индивидуальные договоры с жителями. В общем, все то, к чему Одесса шла в течение двух лет, неустанно повторяя устами реформаторов, что другого пути нет.
В чем начальники всех времен и народов сходятся, так это в необходимости повышения тарифов. В Прибалтике, решая эту проблему, пошли по резкому пути: население давно оплачивает реальную стоимость всех услуг. Как в Европе. К примеру, любой француз знает, что дважды в гостях в уборную ходить неприлично: ведь один слив унитазного бачка стоит больше евро. У нас кардинальные меры не в чести. Не наш метод. Ведь команда Боделана создала почти все условия для развития отрасли, только на основной шаг – резкое, обусловленное рыночными отношениями, повышение тарифов — никто так и не решился. Помнится, когда Валерий Матковский готовил одесситов к введению дифференцированных тарифов, он сотни раз повторял фразу: «Если вы хотите есть хорошую колбасу, вы же платите хорошие деньги. С услугами ЖКХ — то же самое». Склонность к подобным сравнениям в кабинете на Бунина, видимо, передается по наследству. Во всяком случае, Николай Рубля говорит так: «Мы должны понять, что ЖКХ — это тот же магазин, и услуги — это тот же товар. И вода и тепло и газ — это товар. А идя в магазин за хлебом, за солью, за водичкой мы же без денег не идем!».
Насколько будут повышаться тарифы, Николай Рубля затрудняется ответить. Специалисты, конечно, работают над методикой расчета, специальную комиссию возглавляет Анатолий Ворохаев, но никто никуда не торопится. Сначала новый тариф должны разработать на уровне государства, затем уже конкретную сумму вписать в договор, который будут заключать с жителями. По приблизительным подсчетам произойдет это не ранее сентября месяца нынешнего года.
Не исключен вариант, что одесский печальный опыт на уровне государства непременно учтут. С той точки зрения, что «грузить» народ радужными планами и преобразованиями не стоит, по крайней мере, до возможности эти планы финансово обеспечить. А это значит, что, по логике, тарифы повысят непременно и еще до начала реформирования. А найдется ли желающий пройтись по минному полю с гранатой в руке — или иными словами начнется ли в Украине настоящая реформа ЖКХ — в этом можно усомниться. Во всяком случае, обещанное Президентом заседание по этому вопросу в начале апреля так и не состоялось. Не до того сейчас…
Наталья Перевалова, Вести Плюс.