11 апреля 1803 года на свет появился Козьма Петрович Прутков, снискавший некогда славу «великого мыслителя и даровитейшего из поэтов».
Плод фантазии братьев Жемчужниковых и поэта и писателя Алексея Толстого обрел такую самостоятельность, что уже на протяжении более полутора веков его мнимое имя занимает законное место наряду с подлинными именами своих создателей. Козьма Петрович прожил недолгую жизнь – он умер в свой 60-й день рождения. Но за это время снискал славу «великого мыслителя и даровитейшего из поэтов».
Началось все с литературных шуток, в которых упражнялись братья Жемчужниковы со своим кузеном Алексеем Толстым. Однажды они решили собрать все эти «глупости в стихах» и издать под именем камердинера Жемчужниковых Кузьмы Пруткова. Вот так и появился на свет «даровитейший из поэтов», который со временем обрел и полную биографию, и многочисленных родственников, а его афоризмы порою считают чуть ли не народным творчеством.
Валерий Хаит, главный редактор юмористического журнала «Фонтан», уверен: «Это юмор высочайшего класса, это юмор высокого вкуса, это говорит о том, что за ним стояли люди высокообразованные, лишенные пошлости, потому что пошлость — это вневременное понятие, она жива во все времена. Это пример высокоюмористической литературы, сатирической литературы высокого класса»…
Наследников у Козьмы Пруткова много, но его уровня достиг далеко не каждый. Впрочем, сам Козьма Петрович неоднократно повторял, что «нельзя объять необъятное». Видимо, сегодня это изречение можно отнести и к просвещенности. Возможно, все дело в том, что истинный смысл сатиры Козьмы Пруткова и его произведений в наши дни понятны лишь редким знатокам.
Во всяком случае, среди первых-встречных одесситов, опрошенных прямо на улицах города, таких знатоков оказалось совсем немного. Большинство либо мучительно копались в глубинах памяти, либо честно пожимали плечами — «Не знаю!». А один из наших визави строго указал: лучше бы журналисты не про юмористов писали, а про то, что в Кировском сквере, например, закрыли туалет. Интересно, что бы на это сказал Козьма Прутков? Осмелимся предположить, что он ответил бы своим самым коротким афоризмом: «Бди!».
Любовь Леонидова, Вести Плюс.