Один из ключевых поворотных моментов истории формируется сегодня в многострадальном Ираке.
Захватившая эту страну сверхдержава сегодня напоминает злостного наркомана, переживающего сильнейшую ломку по причине нехватки наркотического зелья. Дурман великой исторической миссии Америки, которым «охмуряли» американское общество после событий 11 сентября, постепенно проходит, и глазам миллионов американцев открывается истинная картина порожденного их страной жестокого и несправедливого мира.
Итак, Америка, похоже, действительно нашла себе второй Вьетнам и, как в случае с первым, тоже не знает, что с ним делать. И нести тяжело, и бросить страшно. Чем дольше американцы ведут эту войну, тем меньших успехов они добиваются. Иракские партизаны и сегодня захватывают крупные города с той же легкостью, что и 2-3 года назад. На днях они играючи овладели областным центром Рамади поблизости от Багдада, который, между прочим, охранялся мощным американским гарнизоном. Хваленых морских пехотинцев, обученных всем хитростям современной войны, десятками взрывают прямо посреди улицы обычные иракские подростки с неполным средним образованием. Даже судебный процесс над Саддамом Хусейном, задуманный как едва ли не новый Нюрнберг, с каждым днем все больше превращается в фарс, в ходе которого подсудимый откровенно издевается над судом, а его законность действительно может признать разве что психопат, считающий военную оккупацию суверенной страны легитимным делом. Любому мало-мальски грамотному человеку понятно, что терпеть такие унизительные поражения могут только те, кто не имеет никакой поддержки местного населения, с кем сотрудничают только предатели и отщепенцы и кто так и не сподобился ничего узнать о той стране и народе, с которыми воюет. Министр обороны США Дональд Рамсфелд способен реагировать на все это, разве что, маразматическими призывами к журналистам переименовать повстанцев в бандитов. Помнится, в свое время гитлеровцы столь же упорно называли бандитами советских партизан, но только это им не помогло выиграть войну.
Но Америка покидать Ирак не торопится. И кое-что уже сделала для того, чтобы этого не хотели и сами иракцы. В итоге «хитромудрого» американского правления и порожденной им новой иракской конституции, в этой стране реализован на практике известный имперский принцип «разделяй и властвуй», который превратил все основные нации и конфессии Ирака в смертельных врагов.
Таким образом, США все-таки кое-чего добились. Сегодня уже чуть ли не все согласны с тем, что просто бросить Ирак на произвол судьбы никак нельзя, что в стране должны обязательно находиться какие-то миротворческие силы. Вот американцы и берут на себя эту благородную миссию. Отдуваются, так сказать, за все человечество. Как говорится — свежо предание…
Нефть – это, конечно, серьезно. Особенно в эпоху глобального дефицита энергоносителей. Но не всех же Америка ради этого завоевывает. В большинстве других случаев эта небедная страна нефть просто покупает и вовсе не ведет себя как слон в посудной лавке. Так в чем же специфика Ирака?
Ирак для семейства Бушей давно стал этаким «делом личного престижа», своеобразной боксерской грушей, на которой каждый из президентов
оттачивал свое мастерство. И, разумеется, Бушу-младшему ох как хотелось повторить иракский триумф своего папеньки. И сейчас он не может просто так взять и признать свое личное поражение. Ну не принято это у президентов, даже не таких могущественных, как американский. Но амбиции амбициями, а Америка все-таки страна демократическая и не таких Бушей видавшая. И будь дело только в личных амбициях не навоевавшегося президента, его бы давно призвали к ответу за бессмысленную растрату жизней тысяч американских солдат. Но лиц, активно требующих призвать Буша к ответу, в Америке совсем немного. Большинство нации как будто застыло в тягостной нерешительности. Извечный русский вопрос «Что делать?» сегодня получил американское гражданство. Америка могла бы уйти из Ирака, послав ко всем чертям эту страну со всеми ее проблемами — пусть иракцы хоть все друг друга перестреляют — нам-то какое дело? Америка могла бы даже отказаться от монопольного права распоряжаться иракской нефтью — живут же как-то другие страны.
Но Америке страшно уходить из Ирака отнюдь не поэтому. А скорее всего потому, что в Штатах хорошо помнят, чем кончаются такие уходы. В свое время США с позором ушли из Вьетнама и почти на 10 лет утратили внешнеполитическую инициативу, стали терять одну мировую позицию за другой. Советский Союз, чувствуя эту американскую слабину, развернул беспрецедентное глобальное наступление, перестав стесняться в применении силы. Одно время, где-то в конце семидесятых годов, многим даже казалось, что тотальное отступление Америки никогда не закончится, и вслед за Анголой, Никарагуа и Афганистаном советские десантники возьмут штурмом и Белый дом. Именно тогда Голливуд выпустил на экраны панический фильм «Красный рассвет», в котором подробно расписано, как именно Советский Союз будет оккупировать США. Но до этого, как известно, дело не дошло. СССР надорвался на афганской войне и тоже был вынужден вывести оттуда войска. После того, как это случилось, советская сверхдержава очень быстро сошла на нет. Сначала в психологическом смысле она окончательно потеряла лицо, а потом и в фактическом. Такими бывают конечные результаты стратегических отступлений. Американцы, наученные своим и советским печальным опытом, считают, что ни при каких обстоятельствах не могут позволить себе потерпеть поражение в войне, противником США в которой выступает, по сути, весь пробуждающийся от вековой спячки исламский мир. В Штатах страшно боятся того развития событий, которое практически неизбежно последует за новым стратегическим отступлением Америки. Такая победа воодушевит и раззадорит врагов США до такой степени, что нынешние американские трудности в Ираке покажутся сущей ерундой.
Очевидно, что следующей мишенью после изгнания американцев из Ирака станет Израиль. Причем, столкновение воинствующего ислама с государством, располагающим ядерными бомбами и ракетами, может стать роковым для всего человечества. Израиль, в случае серьезной угрозы своей безопасности, не колеблясь, пустит в ход оружие массового уничтожения, после чего точка невозвращения будет пройдена. Вот и получается, что уход американцев из Ирака может стронуть с места лавину трагических для планеты событий, остановить которую будет уже невозможно.
Буш-младший может себя позволить упорствовать в Ираке, потому что ему, доживающему последний срок на посту президента, не надо слишком заботиться о своем рейтинге. Любой претендент на кресло в Белом доме не сможет так безоглядно следовать своей исторической интуиции. При нынешних умонастроениях рядовых американцев, которых эта война, подобно Вьетнамской, раздражает все больше, только явный политический самоубийца пойдет на выборы под лозунгом «войны до победного конца». Более того, победит, скорее всего, именно тот, кто пообещает как можно быстрей вернуть домой американских солдат. А, стало быть, уход Америки из Ирака практически неизбежен, как, видимо, и лавина грозных планетарных событий, которая за этим последует. Веселенькие нас ждут времена….
Юрий Селиванов

Комментарии закрыты