УРОКИ МУЗЫКИ. № 1. Чайковский «Времена года». Сегодня мы открываем новый цикл телепередач, посвященный бессмертному наследию выдающихся композиторов-классиков. Начнем мы с творчества Петра Ильича Чайковского, который писал музыку практически во всех жанрах, и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника.

Речь сегодня пойдет о фортепианном цикле «Времена года». Он стал своеобразным музыкальным дневником композитора. В нем отражены дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

Брат композитора Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность. И прощаться с ним ему было грустно, при мысли, что от всего пережитого не останется и следа».

Думаю, уместно по этому поводу вспомнить высказывание немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание – маленькое рождение; всякое свежее утро – маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание – маленькая смерть».

Фортепианный цикл «Времена года» называют еще Энциклопедией русской усадебной жизни Х1Х века и городского пейзажа Санкт-Петербурга. Чайковский запечатлел образы и бескрайних русских просторов, и деревенского быта, и картины столичных городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта того времени.

Весьма любопытна предыстория возникновения идеи создания фортепианного цикла «Времена года», но об этом – чуть позже. Сейчас же мы переходим к первой пьесе, озаглавленной «Январь. У камелька».

Камелёк – так на Руси называли камин в дворянском доме или очаг в крестьянском жилище. Он собирал подле себя всю семью в долгие зимние вечера. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, сопровождая труды грустными и лирическими песнями. Дворяне у камина беседовали, читали вслух, музицировали. Чайковский рисует картинку с элегически-мечтательным настроением.

Выразительная тема первого раздела напоминает интонации человеческого голоса: короткие фразы… медленные…с расстановкой…в глубокой задумчивости.

В одном из своих писем Чайковский пишет:

«Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспоминать молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться… И грустно, и как-то сладко погружаться в прошлое».

Средний раздел пьесы более оживленный, но мотив – так же короткий с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. И третий раздел, перекликающийся с первым. Здесь мелодия затихает, музыка истаивает и картинка исчезает…

Первую пьесу из цикла «Времена года» исполнит преподаватель кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Собинова, лауреат всероссийских и международных конкурсов Игорь Виноградов. Запись была сделана в Большом зале Саратовской консерватории.

Каждую пьесу, помимо программного заглавия, предваряет стихотворный эпиграф.

Итак, «Январь. У камелька».

И МИРНОЙ НЕГИ УГОЛОК

НОЧЬ СУМРАКОМ ОДЕЛА

В КАМИНЕ ГАСНЕТ ОГОНЁК

И СВЕЧКА НАГОРЕЛА.

А.С.Пушкин (Звучит 1-я пьеса)

Возникновение фортепианного цикла «Времена года» непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьёй петербуржских музыкальных издателей Бернард и их журналом «Нувеллист». Основателем ното-издательской фирмы и журнала был Матвей Иванович Бернард, который был также пианистом и композитором. Его брат – Александр Иванович, также композитор и пианист, был редактором журнала «Нувеллист». А продолжателем дела Матвея Ивановича Бернарда стал его сын – Николай Матвеевич.

Журнал «Нувеллист» знакомил публику с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов-любителей, зарубежных авторов. Помимо нотных текстов в нём печатались сведения о новинках оперных сцен, концертных залов в России, Западной Европе и Америке.

В ноябре 1975 года Чайковский получил от Николая Матвеевича Бернарда неожиданный и своего рода новаторский заказ – написать цикл из 12-ти пьес, в каждый новый номер ежемесячного журнала помещать новую пьесу. Программные названия пьес, то есть своеобразных сюжетов-картинок, а к ним – короткие поэтические эпиграфы придумал сам издатель. Это событие в области музицирования Х1Х века стало само по себе уникальным. Письмо с заказом Бернарда с сожалению не сохранилось. А вот ответное письмо Чайковского:

«Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени первую пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все ваши заглавия я сохраняю».

Это письмо Чайковского еще раз подтверждает, что названия сюжетов и поэтические эпиграфы предложил композитору издатель. К слову, сам Николай Матвеевич Бернард был большим знатоком русской литературы и поэзии, и даже автором литературных произведений.

И ещё любопытный факт: в конце 1876 года подписчики журнала «Нувеллист» получили в качестве бонуса отдельное издание собранных воедино всех пьес цикла «Времена года». И очень скоро они стали необычайно популярны не только среди музыкантов-любителей, но и у профессионалов, а в последствии стали одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки.

Вторая пьеса цикла озаглавлена «Февраль. Масленица».

Масленую праздничную неделю перед Великим Постом чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, потехами, катанием на лошадях. В домах пекут блины – языческое блюдо, из глубины веков вошедшее в нашу жизнь.

В этой пьесе — картине народного гуляния — можно услышать музыку гуляющей толпы, озорные звучания народных инструментов. Словно калейдоскоп маленьких картинок, сменяющих одна другую, с рефренным возвращением первой темы. Чайковский с помощью угловатых ритмических фигур передает шумные и радостные возгласы, потешную пляску ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в пеструю картину празднества.

Вторую пьесу цикла предлагаю вам прослушать в исполнении талантливого пианиста Георгия Черкина, внука известного болгарского композитора. Он же сделал оркестровку этой пьесы и солирует на рояле. За дирижерским пультом Григорий Поликарпов. Запись сделана в ноябре 2010 года в Концертном зале «Булгария-холл».

«Скоро масленицы звонкой

Закипит широкий пир!»

Петр Андреевич Вяземский.

Следующая пьеса цикла «Времена года» — «Март. Песня жаворонка». Жаворонок – полевая певчая птички, возвещающая о приходе весны. От зимней спячки пробуждается природа, начинается новая жизнь. Весенний русский пейзаж выписан очень простыми, но необычайно выразительными средствами. В основе музыки этой пьесы лежат две темы: первая – лирическая напевная мелодия со скромным аккордовым сопровождением. Вторая – родственная ей, но с бОльшим широким дыханием и взлётами. Обе темы содержат элементы, напоминающие трели весенней песни жаворонка. Органично переплетаясь, эти две темы влекут за собой различные оттенки настроений: мечтательно-грустного и светлого. В этом, наверное, и заключается вся покоряющая прелесть пьесы.

Третий исполнитель, которого я хочу вам представить, — это Георгий Громов, аспирант Берлинского Университета искусств и Московской государственной консерватории имени Чайковского. Лауреат Международных конкурсов пианистов имени Роберта Шумана (Италия, 1-я премия), Эдварда Грига (Осло, гран-при и четыре специальных приза), Международного конкурса в Сеуле и конкурса «Мария Голиа» в Италии, — также первые премии. Запись была сделана в 2011 году в Большом концертном зале Московской консерватории.

«Март. Песня жаворонка». Эпиграф Аполлона Николаевича Майкова.

«Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.»

«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Это слова немецкого писателя, поэта и философа Иоганна Гёте. Их в полной мере можно отнести к удивительной способности Петра Ильича Чайковского читать и запечатлевать в звуках содержание этой великой книги – природы.

Четвертая пьеса цикла – «Апрель. Подснежник». Самое трепетное и трогательное растение зарождающейся весны. Позади тянущиеся дни зимней стужи, мертвой, безжизненной поры. И вот – начал сходить снег, и первыми навстречу весеннему солнцу пробиваются крохотные белые и голубые цветочки, вдохновившие не одно поколение поэтов-лириков.

Пьеса – в вальсообразном ритме, в классической трехчастной форме, вся проникнута порывом, взлётом, эмоциональной приподнятостью. Это – радость и чувство надежды при созерцании весенней природы, и затаённое ожидание, скрытое в глубинах души.

Четвертую пьесу цикла предлагаем вам прослушать в исполнении известного пианиста, лауреата Х1 Международного конкурса пианистов имени П.И. Чайковского (1998-й год), солиста Московской филармонии, народного артиста и Лауреата государственной премии России Дениса Мацуева.

Итак, «Апрель. Подснежник».

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином…

Аполлон Майков

Время нашей передачи подходит к завершению. Сегодня мы прослушали 4 из 12-ти пьес фортепианного цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года». И в следующем выпуске мы продолжим общение с яркими образами и эмоциональной лирикой композитора.

Многогранность таланта Чайковского проявилась в его любви и огромному интересу к литературе, что безусловно сказалось в его творчестве. Вот что композитор писал о наследии Льва Николаевича Толстого: «Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают всё великое, что дала человечеству Европа».

Уверен, что эти слова в полной мере отражают и значение творчества самого композитора – вершины мировой музыкальной культуры Х1Х века.

И в заключении – еще одно изречение Чайковского: «Вдохновение – гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые её призывают».

Надеюсь, такие встречи с творчеством великих классиков вдохновят вас. Всего вам доброго!

4 комментария

  • Елизавета Федоровна 12 лет назад

    Саша! Спасибо Вам! Давно не приходилось смотреть передачу с таким удовольствием, а тем более музыкальную. Мы привыкли видеть Вас «в тени». Вы задаете вопросы и очень внимательно и деликатно слушаете, а здесь Вы раскрылись как очень эрудированный и глубоко чувствующий музыкант. Давно не видели такого эмоционального ведущего, который с воодушевлением рассказывает об интереснейших фактах из жизни, казалось бы, известного всем композитора. Прекрасные иллюстрации! Замечательное исполнение музыки! С нетерпением ждем следующей недели и новых впечатлений. Творческих Вам успехов.

  • Огромное спасибо за внимание и поддержку. Если честно, фабулу программы мне подсказало и предложило мое руководство. И, откровенно, даже сам не ожидал такого результата и удовольствия от работы! Ждите! Дальше будут Бетховен, Шопен, Мусогский, Шуберт, Вивальди,Бах, Моцарт… Спасибо!))))

  • Галантер 12 лет назад

    Прекрасная программа!!! Всё сбалансировано, все в одном стиле, а, главное, что это настоящее искусство. Считаю «Уроки музыки» просто эталоном телевизионного мастерства (не буду повторять все прекрасные слова в адрес автора и ведущего Саши Федоренко). Теперь есть на кого равняться. Так держать!

  • Галантер 12 лет назад

    Прекрасная программа! !! Всё сбалансировано, всё в одном стиле, а, главное, что это настоящее искусство. Считаю «Уроки музыки» просто эталоном телевизионного мастерства (не буду повторять все прекрасные слова в адрес автора и ведущего Саши Федоренко). Теперь всем есть на кого равняться. Так держать!

Комментарии закрыты