[flashvideo file=wp-content/uploads/2010/11/news_INTERVENCIYA_45.flv image=wp-content/uploads/2010/11/news_INTERVENCIYA_45.jpg /]

Одессу часто называют маленьким Парижем. Но в прямом смысле французским городом Одесса была всего несколько месяцев с конца ноября 1918 по апрель 1919 года. Это время иностранной интервенции, когда после Первой мировой войны на Черном море высадились войска коалиции Антанта, которая разделила зоны влияния в Российской империи между своими участниками. Французам, как известно, отошла часть украинских губерний, в частности, и наш город. Что привнесли с собой интервенты? Как изменилась Одесса под влиянием иностранцев? Остановилась ли культурная жизнь, и как при новой власти чувствовал себя некоронованный король Одессы «Мишка Япончик»?
Франко-английские войска, вошедшие в Одессу, и правда, застали здесь очень пеструю палитру политических взглядов. Большевики, германцы, гетмановцы, петлюровцы, белые… Кроме того, в городе активно орудовали так называемые «левые анархисты», а на деле — обычные бандитские группировки.
Официальным началом одесской интервенции называют ноябрь 1918 года, на деле же французские войска заняли город не раньше середины декабря. Впрочем, и французской интервенцию назвать можно условно. Здесь стояли и польские, и английские, и греческие (к слову, самые многочисленные) гарнизоны. Авторы же фильма «Интервенция» обобщающее одели всех оккупантов во френчи.
«Мы можем говорить о начале интервенции в Одессе где-то начиная с 18 декабря. Когда установился марионеточный режим генерала Гришина-Алмазова. Он считался белогвардейским генералом, но на самом деле он с Деникиным не дружил и имел конфликтные ситуации, он крепко сидел на штыках французских интервентов», — рассказывает историк, краевед, писатель Виктор Савченко.
Тамбовец по происхождению, генерал Гришин-Алмазов был фигурой очень неоднозначной. Его называли одесским диктатором и чрезвычайно жестоким человеком. «Мишка Япончик» считал его личным врагом, и время от времени пытался избавить от него человечество. Но пуля, убившая генерала, была выпущена его же рукой. В этом драматическом времени и многовластии даже спустя всего сто лет сложно разобраться. Историки до сих пор спорят о влиянии оккупации на Одессу.
«Некоторые считают, что это было во благо. Оккупация создала в Одессе уникальную ситуацию – Одесса на время стала французской. В принципе для многих одесситов это было что-то, потому что французы привезли новые понятия о законе, прекратили красный террор и если сравнить время французской оккупации и потом установление красной диктатуры в 1919 году мы увидим, что за одно и то же время в подвалах ЧК было расстреляно боле двух тысяч человек, а французская интервенция уничтожила где-то человек двадцать- двадцать пять», — говорит Виктор Савченко.
Среди жертв оккупантов были такие ярые враги белого режима как Жанна Лябур, Николай Ласточкин и другие знаменитые революционеры. Так что совсем бескровным это время назвать никак нельзя, были и погромы, преследования, казни. Французы, разумеется, не остались в белых перчатках. Но в сознании одесситов французская интервенция стала сколь жестокой, столь и опереточной. Во время массовой безработицы, дефицита хлеба, угля и самого необходимого в театрах были аншлаги.
«Захват французами Одессы конечно утвердил высокий уровень культурной жизни Одессы. В Одессе цензура не действовала, как в остальной части страны и сюда из театров Петербурга приехали лучшие оперные певцы, эстрадные, актеры, работала киностудия, работали множество театров. Культурная жизнь била ключом почему? Потому что был заказчик этого. Интеллигенция со всей российской империи была потребителем культурной жизни, которая расцвела в Одессе», — отмечает историк.
Французская зима в Одессе закончилась с приходом весны календарной. Уже в апреле 1919 интервенты покинули город, закончив очередную главу истории Одессы.

Комментарии закрыты