Одним из результатов админреформы в Украине стали изменения в сфере водного транспорта. Было создано министерство инфраструктуры и государственная служба морского и речного транспорта. Однако, пока неизвестно, как будут делиться полномочия между этими структурами. Пролить свет на эту проблему попытались двадцать восьмого января во время заседания Совета Ассоциации «Украинский порты», где также говорили о результатах отрасли за год прошедший и планах на ближайшие двенадцать месяцев.
Заседание совета Ассоциации «Укрпорт» началось с итогов прошлого года. Президент ассоциации Геннадий Скворцов рассказал, что общий грузооборот государственных морских портов составил 107 миллионов тонн – это 98 % от показателей 2009 года. Недовыполнили план Одесский и Ильичевский порты.
Возможно, показатели 2011 года также будут подпорчены, ведь в январе гостаможня начала 100-процентный досмотр контейнеров, и грузы просто застряли. Впрочем, за последние три дня ситуация стабилизировалась. Через порт ежесуточно проходит около 300 контейнеров. Хотя остается большое количество недовольных брокеров, экспедиторов, получателей. «Есть целый ряд групп товаров, по которым оформление, как они говорят, не производиться, то есть оформление все равно производиться через какие-то длительные согласования и так далее, — сообщает заместитель начальника Одесского морского порта Юрий Васюков. — Ситуация в определенный момент дошла до критической точки, мы уже получили в официальной ноте, что следующее судно французское «Сиэмэй» уходит в Констанцию, потому что ему негде было выгружаться в Одессе и на Украине. Вот это был бы непосредственный убыток. Пока же мы можем говорить только об упущенной выгоде, но мы ее точно не подсчитали. Но правильнее было бы этот вопрос задать – сколько денег недополучил бюджет от таможенных платежей». Сегодня существует множество факторов, тормозящих работу украинских портов. В том числе их сотрудничество с железной дорогой. Вся совместная деятельность основывается на тарификации, которая недостаточно мобильна для рынка. Поэтому глава государственной службы морского и речного транспорта собирается выступить с инициативой, чтобы представители службы обязательно входили в комиссии по тарифным планам. Взамен портовики обещают свою поддержку.
Госслужба морского и речного транспорта была реформирована из одноименного управления. Ее планы на ближайший год – не только повышать объем грузоперевозок, но и обеспечивать безопасность во всей акватории Украины. Для этого специально создадут Центральный координационный спасательный центр. Еще одна амбициозная цель – возрождение трех портов на Дунае, дальнейшее развитие пароходства на Днепре.
«Мы максимально готовы обсудить и законодательную базу, которая была в предыдущие годы, и есть нормальный конструктивный контакт с комитетами Верховной Рады, которые отвечают за эти вопросы, — говорит Сергей Крыжановский. — Поэтому объем тех задач, которые стоят, в течение 11 года должен быть решен».
Пока что дорабатывается специальное «положение» о работе госслужбы, которое и распишет все его полномочия и обязанности.
«Положение включает в себя те полномочия, которые позволят эффективно управлять имуществом, создавать условия и предпосылки для принятия правильных кадровых решений,- рассказывает Сергей Крыжановский. — Мы категорически, естественно, против разделения службы на 2 структуры, которые вряд ли смогут друг друга дополнять».
Для управления водным транспортом Украины будет выстроена вертикаль: министерство инфраструктуры, госслужба морского и речного транспорта и администрации портов, и капитаны портов, обеспечивающие безопасность судоходства. В Одессе надеются, что подобные реформы позволят упростить и ускорить работу.
«Мы считаем, что все должно быть упрощено, — говорит Юрий Васюков. — Не должно быть никакого дублирования, как это было раньше. Сначала департамент занимался каждым вопросом, а потом этим же вопросом министерство. Мы считаем, что все должно быть разделено. Если арендой, например, занимается министерство, значит это должно быть только министерство. Если списанием основных фондов занимается только служба, то только служба. Чтобы процессы быстро решались».