Здравствуйте. В эфире очередной выпуск «Уроков музыки», с которого мы начинаем цикл передач, посвященных творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком городке живописной Тюрингии. Он с детства гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его прадед, дед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Впоследствии его собственные сыновья также стали выдающимися музыкантами. К жизнеописанию и творческому пути Баха мы еще вернемся, а сейчас – несколько слов о произведении композитора, которое мы сегодня слушаем. Это – Ария и 30 вариаций для клавира, или как их еще называют «Гольдберг-Вариациями». Они были опубликованы в 1741 году как 4-я часть серии, озаглавленную композитором как «Упражнения для клавира». Бытует такая версия (кто-то в нее верит, а иные считают ее выдуманной), что вариации были написаны Бахом по заказу российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, который был покровителем композитора. А у Кейзерлинга был личный пианист – юный виртуоз Иоганн Готлиб Гольдберг. В первой биографии Баха (она увидела свет в 1802 году) Иоганн Николаус Форкель изложил такую версию: эти вариации были написаны для ночного музицирования в спальне русского дипломата, поскольку тот страдал от бессонницы. Также принято считать, что юный виртуоз Гольдберг в конце 1730-х годов учился у Баха (документально это не подтверждены, но уж больно схожи ранние кантаты Гольдберга с Баховскими композициями). А позже Гольдберг учился у старшего сына Баха Вильгельма Фридемана. Но умер Гольдберг совсем юным – в 29 лет.

В 17 и 18 веках по всей Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». В фамильной хронике Бахов насчитывается более 50-ти человек оказавших влияние на развитие немецкой музыки. К традиционной для мужской линии семейства Бахов профессии музыканта Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем был его отец-скрипач, пел он также в школьном хоре.

В 9 лет Бах становится круглым сиротой, и его берет на воспитание старший брат – Иоганн Кристоф, который был учеником великого Пахельбеля и работал органистом и школьным учителем в Ордруфе. Для пытливого юного гения сухие ремесленные уроки старшего брата были пыткой. Уже в 10-летнем возрасте он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу хранится тетрадь с произведениями великих композиторов, мальчик по ночам доставал ее и переписывал ноты при лунном свете. 6 месяцев длилась эта утомительная работа, сильно повредившая зрение будущего композитора. Но однажды брат застал его за этим занятием и к великому огорчению отобрал уже переписанные ноты. В 15-летнем возрасте Бах покидает брата и переезжает в Люнебург. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине помогли поступить ему в хор «Избранных певчих». Он прилежно учится и с отличием оканчивает школу, получает диплом, который давал право продолжить учебу в университете. Но Бах не смог этим воспользоваться, так как вынужден был самостоятельно обеспечивать свою жизнь. О великой тяге Баха к познанию нового, самосовершенствованию говорит такой факт. В то время во всех странах Западной Европы – от Испании до Польши – были замечательные исполнители и композиторы органной музыки. О гениальном композиторе и виртуозе-импровизаторе, органисте собора святого Петра в Риме Джироламо Фрескобальди говорили, что перевернутыми руками он играет лучше, чем его собратья при обыкновенном положении рук. Но славу его оспаривали немецкие органисты, и особенно Дитрих Букстехуде. Он ввел в Любеке «Музыкальные вечера» — ежегодные циклы органных концертов в церкви, привлекавшие слушателей из других городов. Слава его была столь велика, что молодой Бах, служивший тогда органистом в Арнштадте, прошел пешком пол-Германии, чтобы послушать игру чудесного любекского музыканта. Очарованный искусством Букстехуде, Себастьян Бах просрочил отпуск и вместо 28-ми дней оставался в Любеке несколько месяцев.

Жизнь Иоганна Себастьяна Баха протекала нелегко – от самых ранних лет сиротской юности до зрелых лет и старости. Обременительная служба в церквях Эйзенаха, Ордруфа, Люнебурга (захолустных городках Германии). В феодальном обществе положение музыканта было унизительным. Композитор служил при княжеском дворе или церкви. С ним обращались как с лакеем или церковной служкой. Вся жизнь Баха прошла в постоянных столкновениях с церковными чиновниками и придворной администрацией. С 1723 года да самой смерти на протяжении 27-ми лет он состоял кантором церкви святого Фомы в Лейпциге. В его обязанности входило руководство хором, игра на органе, обучение школьников пению и игре на музыкальных инструментах, обслуживание похорон и свадеб, сочинение музыки. Гениальный художник, творческая натура огромной мощи, он был обременен мелочными служебными делами в церкви и школе, испытывал материальные лишения, получал выговоры от тупого начальства. Умер он в бедности, оставив семью без средств, которая жила потом лишь милостыней. Но чем труднее становилась служба и жизнь Баха, тем сильнее, несокрушимее была его вера в мощь искусства и человеческого разума. Именно это сделало музыку Баха всегда живой и нетленной.

И еще немного отвлеченной, но, на мой взгляд, любопытной информации о произведении, которое мы сегодня слушаем. Помните роман Тоиаса Харриса «Молчание ягнят»? Так вот, герой романа Ганнибал Лектер совершил побег из тюрьмы в Мемфисе именно под «Гольдберг-вариации» Баха, и именно в исполнении ГленнаГульда. В следующей части трилогии – «Ганнибал» — доктор Лектер наигрывает «Вариации» в своем доме в палаццо Капони во Флоренции. Или возьмем «Коллекционера» Лжона Фаулза, глава «31 октября»:

«Ох, эта музыка. Вариации Гольдберга. Там есть одна мелодия, в самом конце, в очень медленном темпе, очень простая и печальная, но такая щемяще прекрасная – невозможно передать ни словом, ни рисунком, ничем иным, только самой музыкой. Такой удивительно красивой в лунном свете. Лунная музыка, светлая, далекая возвышающая».

Бах создавал произведения для клавесина, выразительное исполнение которых превышало художественные средства этого инструмента. Исследователь творчества Иоганна Себастьяна Баха, эльзасский музыковед Альберт Швейцер пришел к такому выводу: «В сущности все произведения Баха созданы для идеального инструмента, заимствующего от клавишных инструментов возможности полифонической игры, а от струнных все преимущества в извлечении звука». И не случайно среди разносторонних заслуг Баха можно отметить его деятельность в качестве изобретателя музыкальных инструментов. По его идее и заказу был изготовлен так называемый лютневый клавесин, звук которого длился несколько дольше, чем на обычном клавесине. Он же усовершенствовал орган и изобрел смычковую «виолу помпоза».

Тонкие, искушенные музыканты по праву называют «Гольдберг-вариции» одним из центральных произведений композитора, энциклопедией баховского стиля. Мало того, они слышат в этом произведении – предвестнике музыки последующих эпох – черты Гайдна, Шумана, Шопена, Бетховена. Стоит вспомнить, что и современные джазовые музыканты считают Баха «духовным отцом джаза». В этом произведении композитор действительно выступил пророком, он в нотах предначертал музыку грядущего на много веков вперед. За всю свою жизнь Бах написал более 1000 произведений, он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко и стал непревзойденным мастером барокко. Без преувеличения, Бах создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени – история музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую эпохи. На этом мы завершаем нашу программу. Впереди нас ждут еще несколько встреч с творчеством Баха в «Уроках музыки». Всего вам доброго.

Комментарии закрыты